Н
еизвестное об известном
тистом, но мы в то же время горим
нетерпением и страстно ждем, когда
взлетит таинственная бархатная за-
навеска и на арену на чистокровном
красавце-жеребце выпорхнет изящ-
ная наездница. Весь цирк впивается
в нее жадными глазами и прово-
жает бурей восторга и фонтаном
букетов. Большой театр пустует,
когда Лора Басен, Полина Кюзан,
Камилла Леру и другие появляются
на знаменитых афишах цирка. На
них все внимание нашего общества.
Они душа цирка. Они дают жизнь и
создают славу»34.
С момента открытия цирка на-
чалось его соперничество с цирком
Гверры. Гверра вызвал «подкрепле-
ние», точнее, часть он сам привез из
Лондона, другая часть приехала из
Штеттина. Во второй группе при-
был «берейтор Чинизелли с женой
и сыном». Борьба с соперниками
заставляла тратить большие деньги,
что в конечном итоге приблизило
обе труппы к катастрофе. На Мас-
леницу и пасхальную неделю 1847
года представления были перене-
сены в балаган на Адмиралтейской
площади. Фаддей Булгарин здраво
писал, что если оба цирка (Гверра
и Кюзана-Лежара) соединятся и
будут давать представления вместе,
то будущая их участь обеспечена и
наша публика не устанет посещать
цирк. Он разумно советовал одному
из цирков перенести деятельность
в Москву, где в то время не было
цирка. Но оба не хотели сдаваться
и к весне 1847 года были вынужде-
ны закрыть свои цирки вследствие
финансового краха. В 1849 году
дирекция императорских театров
купила оба здания: цирк Гверры на
площади Большого театра - на снос,
а Лежара - для продолжения пред-
ставлений. Лучшие артисты обеих
трупп были приняты на казенную
службу, а дирекция сама начала
эксплуатировать цирк35. На месте
сломанного цирка Гверры началось
строительство нового каменного
театра-цирка по проекту архитек-
тора Альберта Кавоса, взявшего
за образец парижский театр-цирк,
называвшийся Олимпийским. Цирк
же Кюзана временно сохранили,
чтобы на период строительства
«вольтижерные представления в
здешней столице не оставлялись в
бездействии». Новый цирк был от-
крыт 29 января 1849 года. Однако
удача не сопутствовала и дирекции,
70
цирк Лежара-Кюзана, став казен-
ным, быстро захирел. «Богатые
любители, не имея возможности
вмешиваться в дела управления и
задавать шику, перестали ездить в
цирк, блестящая молодежь, имея
прежде доступ за кулисы, привык-
шая там к вольностям с хорошень-
кими наездницами, отшатнулись
от казенного цирка, где подобные
вольности были нетерпимы. Мода
на цирк прошла»36.
В 1856 году здание цирка
Кюзана-Лежара приобрели Г. Бу-
клей и Л. Басен. Фактическим же
его владельцем стал отставной гвар-
дейский полковник В. Н. Новосиль-
цев, меценат и большой любитель
циркового искусства. Он приобрел
его у купца Езелева, который вновь
владел тем участком земли, но уже
со зданием цирка. Купил этот цирк
Новосильцев для своей жены - зна-
менитой наездницы Лоры Басен.
В 1857 году то здание сломали и
на том же месте по проекту В. П.
Львова построили новый цирк,
который открылся в том же 1857
году37. В зале цирка преобладали
белый и красный цвета и кое-где
блестела позолота. Униформисты
носили голубые с аксельбантами и
темные ливреи с отложными ворот-
ничками красного цвета и галунами.
Новшеством была замена опилок на
арене войлоком. Программа вновь
состояла из конных номеров, и ее
встретили прохладно. Как писал
«Современник», «цирк Лоры Басан
и Георгия Буклея имеет своих, хотя
и немногочисленных посетителей.
Впрочем, и места нестерпимо до-
роги». Этот цирк дотянул до 1867
года, когда и прекратил свое суще-
ствование.
Цирки Лежара и Кюзана, Гвер-
ры и Императорские не показывали
номеров укротителей потому, что
эти номера не подходили к эстети-
ческим требованиям этих цирков,
были слишком грубы для них38.
Последний штрих к рассказу об
этом цирке: на Тихвинском кладби-
ще Александро-Невской лавры сто-
ит скромный памятник с надписью
«Лора Антоновна Новосильцева.
Скончалась 26 июля 1896 г.». Это
Лора Басен39.
В 1870 году в здании цирка
начал свои выступления один из
первых театров оперетты в России
- Театр Буфф, который просуще-
ствовал до 1878 года. Первый из
История Петербурга. № 4 (44)/2008
петербургских «Буффов» остался
в истории увеселительных театров
Петербурга благодаря одаренным
актерам, в основном - француз-
ским актрисам, которые блистали
на его сцене. В 1872 году в нем
появилась «лучезарная звезда ка-
скадного мира» Ортанс Шнейдер.
Она пленяла публику в централь-
ных ролях многих оперетт и к тому
же покорила сердце вице-короля
Египта Измаила-Паши. Он украсил
прелестное чело и античный бюст
артистки сказочными драгоцен-
ностями, что дало новую пищу га-
зетным репортерам. А в 1875-1876
годах туда на гастроли приехала
знаменитая Жюдик (настоящее ее
имя - Анна Дамьен), звезда фран-
цузской оперетты и мастерица
театрализованной эстрадной песни.
Ее гастроли вызвали к жизни попу-
лярные строки Некрасова:
Мадонны лик,
Взор херувима.
..
Мадам Жюдик
Непостижима!
Жизнь наша пуф,
Пустей ореха,
Заехать в Буфф -
Одна утеха.
Восторга крик,
Порыв блаженства
...
Мадам Жюдик -
Верх совершенства!
Упоминание этого театра есть
в романе Л. Н. Толстого «Анна
Каренина». Вронский рассказывал
в светском салоне, что приехал из
Буффа: «Кажется, в сотый раз, и все
с новым удовольствием. Прелесть!
Я знаю, что это стыдно; но в опере
я сплю, а в Буффах досиживаю до
последнего конца, и весело»40.
В те годы усадьба увеличилась
за счет покупки ближайших участ-
ков по Толмазову переулку. Фонтан-
ная часть переулка была упразднена,
за счет новой территории был рас-
ширен дворцовый сад. Со стороны
Александринской площади он был
ограничен каменным забором.
В период владения дворцом цар-
ской семьей в сад допускали «детей,
сопровождаемых взрослыми». Дети
должны были быть из «“приличных”
семейств». В августе 1917 года по-
становлением городской думы сад
передали в ведение города, но с
условием, что он будет предоставлен
«только для посещения детей».
Одним из явлений культурной
жизни довоенного Ленинграда был
предыдущая страница 69 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст