Н
еизвестное об известном
72
/,/}-
Щ [ т .я п Л
лук)
«><»>»». „ )-
’—
л-Ь/.гліу,
70М*,
М д«.
План Ново-Манежного сквера.
Садовый мастер В. И. Визе.
Проект 1914 г.
План Ново-Манежного сквера.
1880-е гг.
К началу Х Х века в сквере нахо-
дилось 44 дерева - вяз, ясень, липа,
каштан, тополь и 276 кустарников
- боярышник, дикий виноград и
цветочные культуры. На зиму сквер
закрывался для публики.
Поставляли растения городской
Екатерингофский парк и садовый
мастер А. Рохель. Позднее их по-
ставлял городской питомник42.
В 2000 году в центре сквера
была установлена сидящая фигура
И. С. Тургенева. Авторы памят-
ника - скульпторы Я. Я. Нейман,
В. Д. Свешников и архитектор
Г. К. Челбогашев. По композиции и
манере исполнения скульптура напо-
минает монументы 1940-1950-х годов.
Владельцы здания в глубине сквера
стали спонсорами памятника43.
Н О В О -М А Н ЕЖ Н Ы Й
С К В ЕР
После возведения Михайлов-
ского замка в центре современной
Манежной площади возвели ограду
с нарядными воротами, украшен-
ными короной и вензелем Павла I.
Рисунок этих ворот был найден в
архиве Н. Н. Весниной.
В 1830 году парадные ворота
Михайловского замка в центре
площади были разобраны, а в 1849
году по заказу театрального деко-
ратора А. Роллера здесь построили
деревянное здание для показа па-
норам заграничных городов, про-
существовавшее до 1867 года. В
1850 году здесь показывали пано-
раму Палермо. Андрей Адамович
Роллер - русский театральный
художник, профессор перспектив-
ной живописи. Окончил Академию
художеств в Вене, в 1834-1879 годах
- машинист-механик и декоратор
Петербургских императорских
театров44.
В декабре 1867 года на Манеж-
ной площади, там где ныне располо-
жен Ново-Манежный сквер, был
построен новый деревянный цирк.
26 декабря состоялась премьера.
Цирк был построен по проекту ар-
хитектора А. Межуева. Хозяином
его стал «баварский подданный»
Карл Гинне. Мужем его сестры был
уже знакомый нам по цирку Гвер-
ры Гаэтано Чинизелли. Контракт
с Гинне регулярно продлевали,
несмотря на протесты владельцев
соседних домов, боявшихся пожа-
ра в деревянном цирке. Постройка
Межуева была довольно изящна,
несмотря на ее размеры. В 24 лю-
страх горело 400 газовых рожков.
Неудовольствие зрителей вызывала
теснота, а программа не вызывала
особого восторга, и сам цирк Гинне
«представляет явление только по-
средственное». Вот тогда-то и был
вновь вызван Гаэтано Чинизелли.
Осенью 1869 года он прибыл в
Петербург со своей семьей - женой
Вильгельминой, сыновьями А н -
дреа, Сципионе и Эрнесто, дочерью
Эммой и невесткой Клотильдой,
дочерью Александра Гверры. Все
они были цирковыми артистами,
дрессировщиками лошадей и перво-
классными наездниками.
Энергичный Чинизелли скоро
взял на себя руководство цирком,
и уже в 1876 году «конный и гим-
настический цирк» на Манежной
площади звался «цирк Чинизелли».
В то же время предприимчивый
Гаэтано приобрел в долгосрочную
аренду земельный участок у Фон-
танки, на котором когда-то стоял
цирк Турньера, а затем вошедший
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 71 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст