Н
еизвестное об известном
в обнесенный чугунной оградой
Инженерный сквер. Пока шло
строительство каменного цирка,
представления продолжались в
деревянном здании на Манежной
площади, которое разрешили оста-
вить до 1 мая 1877 года45.
По условиям контракта, за-
ключенного Г. Чинизелли с Пе-
тербургской городской думой, ему
предоставлялся в аренду участок
земли на территории Инженерного
сквера, принадлежавшего городу,
для постройки каменного цирка. За
это Чинизелли был обязан устроить
сквер на Манежной площади на
собственные средства.
Сквер и решетку спроектировал
городской архитектор В. А. Кенель.
В его создании принимал участие
городской садовник А. Визе. Пло-
щадь сквера составляла 0,32 га. В
плане он имел форму треугольника
со скругленными углами, вытянуто-
го в сторону Малой Садовой улицы.
Окруж ная дорожка повторяла
контуры сквера. По продольным и
поперечным осям проложены были
прямые дорожки, пересекавшиеся
друг с другом. На месте их пересече-
ния в центре сквера была образована
круглая площадка диаметром 19,2 м.
Растительность была представлена
следующими насаждениями: вяз,
тополь, клен, ясень, жимолость,
жасмин, роза.
Ограждала сквер железная
решетка на фундаменте из бутовой
плиты протяженностью 228 м. Двое
ворот располагались со стороны
Караванной и Малой Садовой улиц.
Тротуар, уложенный вдоль решетки
«в две плиты», имел ширину 1,4 м.
На площадке был сооружен фон-
тан с круглой чашей из красного
мелкозернистого гранита 5 м в диа-
метре. Это была уменьшенная копия
фонтана в Александровском саду. В
сквере имелось 36 скамеек на чугун-
ных ножках. Стоимость устройства
сквера составила 3200 руб.46 13 мая
1879 года С.-Петербургское го-
родское общественное управление
приняло сквер в свое ведение с со-
держанием на городские средства.
И в тот же день состоялось его
открытие. С начала 1880-х годов
за сквером укрепилось название
Ново-М анежный, в отличие от
находившегося неподалеку Старо-
Манежного. Кроме фонтана в сквере
имелась будочка-киоск для укрытия
сторожа в непогоду47.
29
января 1910 года предложе-
ние военного министра о сооруже-
нии в столице памятника великому
князю Николаю Николаевичу Стар-
шему было поддержано императо-
ром Николаем II.
В. к. Николай Николаевич Стар-
ший (в отличие) от в. к. Н. Н. Млад-
шего (1856-1929), его сына) - тре-
тий сын Николая I - был генерал-
инспектором по инженерной части
и генерал-инспектором кавалерии.
Во время русско-турецкой войны
1877-1878 годов был главнокоман-
дующим Дунайской армии и руко-
водил всеми боевыми действиями
на Балканах. В 1878 году за заслуги
на этом посту был удостоен чина
генерал-фельдмаршала.
20
февраля 1913 года на М а-
нежной площади на месте демонти-
рованного фонтана в центре Ново-
Манежного сквера был заложен
памятник фельдмаршалу. 12 января
1914 года состоялось торжествен-
ное открытие памятника. «В этот
зимний день сквер на Манежной
площади, где возвышался монумент,
был выложен красным сукном,
украшен Георгиевскими флагами,
гербами Балканских государств и
зеленью гирлянд»48. На торжестве
присутствовал император и де-
легации балканских стран. Автор
- итальянский скульптор Пьетро
Каноника (1869-19б2).
Центральной частью монумента
стала конная статуя великого князя
в шинели и фуражке, с фельдмар-
шальским жезлом в правой руке.
Основанием статуи послужил че-
тырехгранный постамент красного
гранита (гранильщик - Казидер; в
статье Таракановского - Кояндер).
Автор архитектурного решения
памятника - инженер-полковник
И. П. Ставицкий.
На передней грани было изобра-
жение предместье Константинополя
- Сан-Стефано, где был подписан
мирный договор. Из этого барельефа
словно выезжала конная группа. Цен-
тральная фигура этой группы - в. к.
Александр Александрович (будущий
император Александр III), слева бу-
дущий румынский король Кароль.
Кроме них в группе находились
скульптуры в. к. Владимира Алексан-
дровича, герцога С. А. Романовского
(погибшего в ту войну), генера-
лов И. В. Гурко, Ф. Ф. Радецкого,
М. Д. Скобелева, А. А. Непокойчиц-
кого. Под группой была помещена
подпись: «Генерал-фельдмаршалу
великому князю Николаю Нико-
лаевичу Старшему». Фигуры пяти
солдат-знаменосцев выступают из
задней грани постамента. У них
в руках находились развернутые
знамена стран - участниц войны
с Турцией. Прообразом стоявшего
в середине русского солдата стал
гвардеец Корниенко. По сторо-
нам от него - румын, болгарин,
серб и черногорец. На боковых
гранях были помещены крупные
73
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 72 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст