Б
л
локада Ленинграда
80
автора. Именно благодаря той рабо-
те имя Фридмана вошло в мировую
науку, хотя и его метеорологические
труды не устаревают.
В советские годы военной ме-
теорологии, особенно авиационной,
уделялось самое ревностное вни-
мание. С конца 1920-х и в течение
всех 1930-х годов авиация стала
самой престижной военной специ-
альностью, а «сталинские соколы» -
гордостью страны. Немало молодых
людей увлеклись и метеорологией
- изучением безбрежного «пятого
океана». Примером может служить
судьба Виктора Александровича
Шталя (1897-1997), прожившего
яркую и долгую жизнь. О нем крат-
ко вспоминала его племянница в
«Истории Петербурга», № 6, 2006.
Начало его деятельности созвучно
началу карьеры А. А. Фридмана: в
1916 году Шталь оставил петроград-
ский Политех и ушел вольноопре-
деляющимся в эскадру воздушных
кораблей «Илья Муромец». Там он
служил авианаблюдателем, аэро-
навигатором, начальником авиаци-
онной метеорологической станции.
Благодаря своим способностям и
энергии быстро продвигался по
службе: стал инспектором мете-
ослужбы военно-воздушных сил
Киевского военного округа, затем
начальником метеослужбы округа
и начальником метеослужбы ВВС
РККА. В предвоенные годы орга-
низовал службы метеорологической
информации и штормовых оповеще-
ний. Крылатым у синоптиков стало
выражение Шталя: «Погода к нам
приходит с запада.
..». В годы Отече-
ственной войны он обрел богатый
опыт оперативного обслуживания
боевой авиации, на основе которо-
го опубликовал первый в стране
учебник военной метеорологии, а
также «Справочник метеоролога
ВВС». Виктор Александрович был
награжден орденом Ленина, двумя
орденами Красного Знамени, мно-
гими медалями. В послевоенные
годы занимался преподаванием в
Ленинградском гидрометеороло-
гическом институте. Жизненный
путь В. А. Шталя вполне типичен
для поколения людей, поверивших
в революцию и в новую рабоче-
крестьянскую власть.
На базе Главной геофизической
обсерватории, а также на основе
бурно развивавшейся прикладной
метеорологии, в том числе авиа-
Григорий Арефьевич Семенов
ционной, сельскохозяйственной,
морской, речной, транспортной,
в 1930 году было организовано
Ленинградское областное гидроме-
теорологическое бюро при Ленин-
градском областном исполнитель-
ном комитете. В первый период
деятельности происходили частые
переименования, преобразования,
усовершенствования, пока в 1937
году не было учреждено Ленин-
градское управление гидрометео-
рологической службы (ЛенУГМС)
с отделениями в Петрозаводске и
Мурманске. К концу 1930-х в управ-
лении сложился коллектив опыт-
ных специалистов, решавших все
вопросы гидрометеорологического
обслуживания народного хозяйства.
Условия работы были сложными и
противоречивыми, отражавшими
внутриполитическую обстановку
в стране. Например, в 1937-1939
годах руководители Л е н У ГМ С
менялись ежегодно. Частая смена
начальства была в те годы государ-
ственной кадровой политикой. Но
и продолжительное пребывание
в должности не гарантировало от
репрессий. Так, с 23 марта 1939 года,
в течение всей войны и еще почти
два послевоенных года Управление
возглавлял инженер-полковник
Григорий Арефьевич Семенов. А
1 февраля 1947 года он был аресто-
ван в своем кабинете за, как указано
в краткой пометке отдела кадров,
«незаконное ношение оружия»,
положенное ему, кстати, по долж-
ности и званию. Его судьба осталась
неизвестной.
22 июня 1941 года в мирную
жизнь советского народа ворвалась
война. Гидрометеорологи западных
областей, и Северо-Запада в том
числе, почувствовали ее приближе-
ние еще за несколько дней до начала.
По линиям связи с заграничных
метеостанций стала поступать со-
вершенно искаженная информация,
а с первых же часов 22 июня связь с
западными станциями прекратилась
вовсе. Обо всем докладывали куда
следовало, но ничего предпринято
не было. Безоговорочно действо-
вала директива: «не поддаваться
на провокации». Такие установки
дорого обошлись. В начале июля пал
Псков, в конце июля война пришла
на дальние подступы Ленинграда, на
Лужский рубеж, а 8 сентября вокруг
города сомкнулось кольцо окруже-
ния. Почти вся гидрометеорологи-
ческая сеть Л енУГМ С оказалась
на территории, оккупированной
врагом.
15
июля 1941 года Гидрометео-
рологическая служба С С С Р была
подчинена командованию Красной
армии, а 26 августа Л е н У ГМ С
стало именоваться Управлением
гидрометеорологической службы
Ленинградского фронта. Еще до
наступления блокады, 30 августа,
руководство города и фронта при-
няло решение о связи Ленинграда
со страной через Ладожское озеро.
Точнее, через расположенную в
юго-западной части Ладоги Шлис-
сельбургскую губу, откуда вытекает
Нева. Там суждено было пройти
легендарной Дороге жизни. Рас-
стояние между берегами губы от
Борисовой Гривы до Кареджи или
от Осиновца до Кобоны составляет
30-40 км, максимальная глубина не
превышает 10 метров.
12
сентября 1941 года, после
представительного совещания в
Смольном у А. А. Жданова с уча-
стием гидрометеорологов, на Ладоге
началась блокадная навигация.
С восточного берега в Осиновец
пришли две первые баржи с зерном
и мукой. В обратном направлении
из Ленинграда стали эвакуировать
предприятия, вывозить раненых и
больных, оборудование и культур-
ные ценности. Обеспечение водных
перевозок потребовало от гидроме-
теорологов немалых усилий. В мир-
ное время этот район озера не пред-
ставлял особого интереса и оказался
недостаточно изученным. Военные
нуждались в надежной информации
и в точных прогнозах погоды, что
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 79 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст