Б
л
локада Ленинграда
Дорога жизни
потребовало привлечения всех зна-
ний, опыта и интуиции, учета мест-
ных условий. Основной трудностью
в ту осень было предсказание ано-
мального понижения уровня воды.
Плавсредства не могли подойти к
берегу для погрузо-разгрузочных
работ. Обмелела и центральная
часть Шлиссельбургской губы. Все
операции проходили под частыми
бомбежками и обстрелами. Были
случаи потопления катеров и барж
с людьми. Навигация продолжа-
лась до начала льдообразования. В
ноябре зачастили штормы, дожди со
снегом, метели. Работа специальных
синоптических подразделений еще
более осложнилась.
В начале ноября гидрометеоро-
логов снова вызвали в Смольный.
Потребовали прогноз погоды на
зиму 1941/42 года. Было отдано
предпочтение варианту суровой
зимы. Доклад выслушали с одо-
брительным вниманием, после чего
всех доставили на автомобиле в
здание Управления на 23-й линии
Васильевского острова. То было не
только знаком расположения на-
чальства, но и реальной помощью:
городской транспорт уже почти не
действовал. На удачу синоптиков
и к несчастью ленинградцев, про-
гноз суровой зимы оправдался.
Мелководная Шлиссельбургская
губа стала покрываться льдом на
две недели раньше обычного сро-
ка. 18 ноября по будущей трассе
проехал одинокий всадник - коман-
дир 64-го дорожного полка майор
А. С. Можаев. 20 ноября по льду
прошел первый конный обоз из
350 упряжек конно-транспортного
батальона под командованием
М. Мурова, а ночью 22 ноября,
в мороз и пургу, ледовую дорогу
преодолела первая автоколонна
из 60 машин под командованием
майора В. А. Порчунова. Военно-
автомобильная дорога (ВАД-101,
затем ВАД -1) - Дорога жизни
вступила в строй и действовала до
24 апреля 1942 года, 152 долгих су-
ток. По ней в Ленинград доставлено
около 400 000 тонн грузов, в основ-
ном продовольственных, вывезено
из города более полумиллиона
жителей, десятки тысяч раненых,
множество промышленных и куль-
турных ценностей.
Дорога состояла не только из ле-
довой трассы по Шлиссельбургской
губе, но и целой сети подъездных
автомобильных, железных, гужевых
дорог по обе стороны Ладоги. По-
требовалось также строительство
вспомогательных сооружений,
причалов, станций, складов. Вся
эта непостижимо трудная работа,
проходившая под вражеским огнем,
нуждалась в ежедневных и еже-
часных сведениях о погоде. Любые
операции начинались после синоп-
тических прогнозов и уведомлений.
Они составлялись в Ленинграде,
81
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 80 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст