уша Петербурга
Духовное последив
православной ппсамельннум
Екатерины Лебедевой
(1 8 6 1 —?)
Б. М . Куницын
Милых, что умерли,
Образы светлые
В сердце своем сохрани!
Там они - Ангелы
Будут хранители
В жизненных бурях тебе!
А. Н. Майков
24
В сонме авторов, пишущих
на богословские, религиозно-
исторические, религиозно-нравст-
венные и тому подобные темы, почти
не встречаются имена женские. По-
нятно, что долгое время рассуждать
и писать в высоком духовном жанре
было исключительной привилегией
лиц, имевших высшее духовное или
семинарское образование, доступа
к которому женщины не имели. И
все же, хотя и очень редко, авторы-
женщины появлялись на страницах
русских духовных журналов. Об
одной такой писательнице - Ека-
терине Александровне Лебедевой
и пойдет рассказ.
Работая в Национальном архиве
Республики Татарстан с обширным
фондом выдающегося историка
русской церкви, профессора Ка-
занской духовной академии Петра
Васильевича Знаменского, я обна-
ружил внушительную подшивку
писем доселе мне не известной
Е. А. Лебедевой, адресованных ка-
занскому профессору. Первое пись-
мо датировано апрелем 1898 года,
последнее - декабрем 1915 года,
т. е. переписка длилась 18 лет. Общее
количество писем 297 на чуть более
700 листах обычного почтового
стандарта. Скажу сразу, что про-
следить до конца жизненный путь
Е. А. Лебедевой мне не удалось. По-
следняя открытка-поздравление с
новым 1916 годом была последним
ее посланием, после чего переписка
по неизвестным причинам прерва-
лась, хотя Петр Васильевич был
еще жив до мая 1917 года. Даты
же кончины и место упокоения
писательницы установить мне не
удалось.
Уже первые прочитанные пись-
ма представили образ человека
незаурядного ума, высокой право-
славной веры и культуры. В самом
начале переписки Лебедева, отвечая
на вопрос Знаменского, что ею
опубликовано, сообщала: «книжка
о Хомякове (издание Славянско-
го общества), статья о “чудесах”
(“Странник”), статья по поводу
Вл. Соловьева, две статейки в
журнале “Образование”, кажется
1892-1893 годов, да штук 5 -6
стихотворений (“Странник”)»1. К
концу переписки, т. е. к 1916 году,
она смогла бы предъявить много-
кратно расширенный список своих
сочинений. Если бы удалось собрать
воедино все ее публикации, то по-
лучилось бы собрание сочинений
никак не меньше трех объемных
томов, а ведь были еще труды, не
прошедшие духовной цензуры, не-
сколько пьес, о которых она писала,
что они никому не нужны (позво-
лим себе не согласиться с этим
мнением) и писала их «для души»,
большое количество переводов.
Лебедева владела тремя европей-
скими языками и с сочинениями
современных западных авторов, в
частности философов и психологов,
к которым питала особый интерес,
знакомилась на языке оригинала
до их появления в русском пере-
воде. По заказу редакции журнала
«Странник» она выполнила ряд
опубликованных там же переводов.
Собственно, начало литературной
деятельности Е. А. Лебедевой вос-
ходит к переводам, которыми она
занималась, помогая своему отцу,
протоиерею о. Александру Лебедеву,
когда он работал над магистерской
диссертацией «Разности церквей
восточной и западной в учении о
Пресвятой Деве Марии». Помощь
заключалась в переводе источников,
отобранных о. Александром. Ис-
пользуя материалы, которыми она
пользовалась в ходе той работы, она
написала свою работу «Гонения на
древних христиан», выдержавшую
в дальнейшем три издания.
Основополагающее значение
на формирование духовного миро-
созерцания оказал ее отец, о кото-
ром она писала в одном из писем:
«Папа был всегда душою жизни,
он давал ей смысл и одухотво-
ренность»2. С нежной любовью и
признательностью она описывала
жизнь и труды своего отца в ис-
ключительно интересных «Вос-
поминаниях о протоиерее о. Алек-
сандре Лебедеве», опубликованных
в «Богословском вестнике» 1916
года (октябрь-декабрь). Особенно
интересны страницы, посвященные
периоду службы о. Александра в
Праге и Карлсбаде, где он служил
на протяжении 10 лет настоятелем
русской церкви. О. Александр своей
добротой, глубоким умом и обшир-
ной эрудицией привлекал к себе
многих людей. Среди его частых
друзей, близких знакомых и собе-
седников были многие выдающиеся
деятели русской церкви и культуры:
о. Иоанн (Кронштадтский), которо-
го он называл своим лучшим другом
и старшим братом, обер-прокурор
Св. Синода К. П. Победоносцев,
который был крестным сына Ле-
бедева - Сергея; писатель, пред-
седатель Славянского Комитета
И. С. Аксаков (в семье Лебедева
жил и воспитывался в течение
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 23 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст