уша Петербурга
года подопечный Аксакова - Фе-
дор Тютчев - сын поэта), поэты
Я. П. Полонский и А. Н. Май-
ков, творчество последнего ока-
зало несомненное влияние на
поэзию Екатерины Лебедевой,
государственный деятель и писа-
тель Ф. Г. Тернер дочь историка
Е. Н. Карамзина, историк М. П. Пого-
дин и многие другие. Много общался
Лебедев и с известными чешскими
деятелями, среди которых было
немало людей, сочувствовавших
идеям славянофилов. О. Александр
был душою вечеров, проводимых
Обществом любителей русской
культуры. О тех встречах и людях
и повествовала Екатерина Лебеде-
ва в своих воспоминаниях, будучи
их непосредственной участницей.
На протяжении 14 лет, до самой
своей кончины о. Александр был
настоятелем одного из главных
храмов России - Казанского собора
в Петербурге, кроме того исполнял
много других обязанностей: был
членом учебного комитета при
Св. Синоде, Славянского комитета,
Палестинского миссионерского
общества, председателем Епархи-
ального общества. О. Александр
был знаком со многими настояте-
лями храмов и монастырей и по
их приглашению посещал святые
обители и храмы России: Псково-
Печерский монастырь, Валаам,
Дивеево, Троице-Сергиеву лавру и
многие другие святые места. В тех
поездках неизменной его спутницей
была дочь Екатерина. Эти паломни-
чества, а также беседы с пастырями,
архипастырями, выдающимися дея-
телями русской и чешской культуры
явились, по сути дела, ее вторым
образованием. А официальным
образованием было гимназическое
и высшее, полученное на Высших
педагогических женских курсах
(впоследствии Педагогический
институт).
Связующим звеном, сблизив-
шим о. Александра Лебедева, а за
ним и его дочь, с казанским профес-
сором П. В. Знаменским был архим.
о. Феодор (Бухарев), известный бо-
гослов, оставивший глубокий след
в истории русской богословской
мысли. И Лебедев, и Знаменский в
разное время были его учениками,
соответственно в Московской и в
Казанской Духовной академии, где
профессорствовал о. Феодор. В годы
широких общественных реформ
Поргрсгъ п автограф I.
прото1#?га Алеасамара ДягасЬеаича /1е6пгаа.
Протоиерей Александр Лебедев.
Богословский вестник.
1915. № 1-12.
60-х годов XIX века о. Феодор Буха-
рев едва ли ни первый из богословов
заговорил о необходимости осветить
христианским учением все стороны
современной жизни и уж точно
первый из богословов начал писать
литературно-критические статьи с
позиции православного богословия,
вызвав тем самым неудовольствие
иерархов церкви, в частности митр.
Московского Филарета (Дроздова),
вначале высоко ценившего талант
Бухарева, и митр. Петербургского
Исидора (Никольского).
В светской журналистике ост-
рым критиком его работ был печаль-
но известный издатель «Домашней
Беседы» В. И. Аскоченский, чье не
по разуму усердие в «защите веры»,
а вернее установившейся по тради-
ции отвлеченной от жизни морали,
«большей частью аскетического
характера и упускавшей из виду
обыденную жизнь обыкновенных
людей»3, с сочувствием приняли вы-
шеуказанные иерархи. В самом на-
чале полемики на защиту Бухарева
встал о. Лебедев, опубликовавший
брошюру «Приемы, знания и бес-
пристрастие в критическом деле
редактора “Домашней Беседы”
В. И. Аскоченского» (СПб., 1862).
Однако мнение высшей церковной
власти было иным. Она посчитала,
что не подобает монашествующему
заниматься литературной крити-
кой. Духовная цензура наложила
запрет на печатание его сочинений.
Личная судьба Бухарева, как и
судьба его литературных трудов,
также оказалась глубоко драматич-
ной. В сложившихся жизненных
обстоятельствах он вынужден был
оставить монашество, что лишало
его магистерского жалованья и
возможности преподавания. Он
умер в тяжелой нужде в возрасте
49 лет, а его труды и само имя на
годы оказались в тени забвения.
Начало возрождению имени Буха-
рева положили публикации про-
фессора Знаменского - монография
«История Казанской духовной
академии», написанная к ее 50-ле-
тию (1892 г.) и статья «Печальное
25-летие» (1896 г.), в которых
автор с присущим ему глубоким
проникновением в психологию
своих героев и художественным
мастерством нарисовал портрет
о. Феодора и описал нелегкую
судьбу этого человека «с верующей
и младенчески чистой душой». Вос-
торженно отозвался о публикациях
Знаменского В. В. Розанов, напеча-
тавший большую статью в «Новом
Времени»4. Публикация Розанова
привлекла в свою очередь более
широкий общественный интерес.
О нем заговорили на заседаниях
религиозно-философского общества
Бердяев и Мережковский. О. Алек-
сандр Лебедев также сочувственно
воспринял труды Знаменского и
обратился к нему с письмом, пред-
лагая встретиться, чтобы обсудить
вопросы издания еще не изданных
сочинений и писем Бухарева. Ле-
бедев был поверенным о. Феодора
при его жизни в деле издания его
сочинений, так как сам автор жил
в далекой провинции и не мог на-
прямую вести дело с редакторами
и издателями, а после смерти Буха-
рева о. Александр стал обладателем
большого собрания рукописей и
писем, в том числе «Исследование
Апокалипсиса», которому автор
посвятил большой отрезок своей
жизни.
Первая встреча Лебедева и
Знаменского состоялась летом
1896 года в доме казанского про-
фессора, на которую Лебедев взял
дочь Екатерину. В следующем году
состоялась вторая встреча в Петер-
бурге в доме Лебедевых, а весной
следующего 1898 года о. Александр
25
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 24 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст