уша Петербурга
26
скоропостижно скончался и Екате-
рина Лебедева как завещание и по-
следнюю волю отца приняла на себя
завершение дела по переизданию и
изданию ненапечатанных трудов
о. Феодора. Долгим и трудным
оказался путь возвращения трудов
Бухарева к читателю. Издатели с со-
чувствием выслушивали Лебедеву,
но кроме публикации одной-двух
статей дело дальше не шло. По-
ложение изменилось, когда в 1913
году Лебедева познакомилась с
редактором «Богословского Вест-
ника» о. Павлом Флоренским, уже
известным к тому времени автором
сочинения «Столп и утверждение
истины». В дальнейшем Лебедева
вела переписку с о. П. Флоренским.
Отец Павел сразу оценил значе-
ние трудов Бухарева, и в скором
времени началось печатание его
сочинений и писем, в том числе
«Исследование Апокалипсиса», а
также статьи, посвященные разбору
его произведений. В предисловии,
предварявшем цикл публикаций
Бухарева и о Бухареве, о. Павел
Флоренский отметил, что возрож-
дение трудов о. Феодора было бы
невозможно без усилий нескольких
его горячих почитателей: вдовы
о. Феодора - Анны Сергеевны Бу-
харевой, профессора П. В. Знамен-
ского, Е. А. Лебедевой и протоиерея
В. В. Лаврского5. Последний был
лучшим и любимым учеником Бу-
харева. Подготовкой к изданию писем
Бухарева, в том числе к о. Александру
Лебедеву, комментарий к ним, а
также подготовка и редактирова-
ние окончательного текста «Иссле-
дования Апокалипсиса» провела
Е. А. Лебедева. Кроме того, ее перу
принадлежит опубликованное ранее
в журнале «Странник» исследова-
ние «Осуществление христианства в
разнообразии жизни человеческой»,
посвященное разбору основных по-
ложений богословской системы Бу-
харева6. О своем отношении к идеям
о. Феодора Лебедева писала в одном
из писем Знаменскому: «Я привык-
ла смотреть на мировоззрение о. Фе-
одора как на прекрасное изложение
в системе единого и неизменного
православно-христианского миро-
воззрения, которое так или иначе
общо нам всем, которое дышит в
благодатной жизни церкви нашей,
которое дает себя чувствовать даже
во многих воззрениях простого на-
рода нашего»7. В процессе подготов-
ки к изданию сочинений о. Феодора
Лебедева вела обширную переписку
с прот. Самарского собора Вале-
рьяном Викторовичем Лаврским,
автором интересных воспоминаний
о Бухареве, опубликованных так-
же в «Богословском Вестнике», с
А. С. Бухаревой и с П. В. Знамен-
ским. Обсуждения, впрочем, ве-
лись не только путем письменного
обмена, но и в ходе личных встреч.
Почти каждое лето, начиная с 1900
года, Екатерина Александровна со-
вершала паломничество по одному
и тому же маршруту.
I
Профессор Казанской духовной
академии П. В. Знаменский.
Из
личного архива О. В. Троепольской -
внучки ученика Знаменского,
проф. КДА И. М. Покровского
Началом летнего путешествия
был Переславль, где она на месяц-
два останавливалась в гостинице
Федоровского женского монасты-
ря. Здесь в тиши обители, вдали
от городской суеты, окруженная
вниманием матушки Анфисы, ей
хорошо работалось. Она редак-
тировала, вносила дополнения и
держала корректуру переиздания
«Истории христианской церкви»
о. Александра Лебедева (переиз-
давалась четыре раза), работала
над своими сочинениями, читала и
перечитывала работы о. Феодора,
глубоко осмысливая содержание
прочитанного. В Переславле жила
вдова о. Феодора, Анна Сергеевна,
с которой установилась прочная ду-
ховная связь, основанная на общем
почитании замечательного мысли-
теля и богослова Александра Мат-
веевича Бухарева, воспоминания о
котором его вдовы были так ценны
для Екатерины Лебедевой. Живо-
писные окрестности старинного го-
рода с очаровательным Плещеевым
озером, благоуханные леса и поля,
окружавшие город, скромная кра-
сота ближних монастырей и храмов,
все это вместе рождало поэтическое
настроение и вдохновение, которое
отражалось в стихах Лебедевой. В
обществе семейной пары Альбицких
она совершала длительные походы
по лесам со сбором грибов и ягод,
лодочные прогулки по озеру, по-
сещение монастырей. Жизнь среди
родной природы, среди людей близ-
ких по духу, давала ей запас физиче-
ских и духовных сил для того, чтобы
пережить год суетной столичной
жизни. Далее ее путь продолжался
по Волге от Нижнего до Казани, где
она проводила недели две, останав-
ливаясь или в гостинице, или в доме
Знаменского, когда у него не было
гостивших родственников. Саме
название города - Казань - имело
для Лебедевой сакральный смысл.
Ее отец служил в Казанском соборе,
в семье особо почитались Казанская
икона Божьей Матери и праздник
в ее честь. Казанский край был
освящен многими именами святых
и чудотворцев. Посещение храмов и
монастырей Казани, а также окрест-
ных Седмиозерной и Раифской
пустыней, храмов и монастырей
Свияжска, поклонение мощам и
гробам казанских святых, иконе
Казанской Божьей Матери рождало
в ее душе духовную связь с давно
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 25 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст