уша Петербурга
ушедшими подвижниками веры. В
Казани же Лебедева познакомилась
и переписывалась с учеником и
духовным наследником Знамен-
ского, профессором Казанской
академии Иваном Михайловичем
Покровским. С большим чувством
благодарности и признательности
Лебедева вспоминала встречи и
беседы на казанской земле, уже
после Рождества начинала мечтать
и строить планы о будущем лете.
Для Лебедевой Знаменский был
мудрым наставником и учителем,
его мнением относительно ее со-
чинений и творческих планов она
очень дорожила. Судя по ее благо-
дарственным письмам, отзывы на
ее работы были по большей части
благоприятными. Несколько раз
ее путешествие продлевалась до
Самары, где она встречалась с
о. Лаврским, но духовное родство с
ним было не таким близким, как со
Знаменским.
Круг интересов Е. Лебедевой
был весьма разносторонний. В него
входили современные достижения
естественных наук, психология,
философия, богословие, литература,
общая история и история церкви.
Среди авторов прочитанных ею
книг встречались Авенариус, Мах,
Ульриц, Джемс, Вл. Соловьев, Ро-
занов, Флоренский и многие дру-
гие известные писатели. Ее почти
не интересовала политика, кроме
разве что балканского вопроса. К
политической жизни России она
была безразлична. Ближе всего по
духу ей, монархистке по убеждению,
был Русский союз, на некоторых
собраниях она присутствовала и с
большим восхищением писала о вы-
ступлениях одного из идейных ли-
деров Союза - известного профес-
сора слависта А. И. Соболевского,
но таких как он, человека высокой
культуры, в Союзе было немного.
В выступлениях же другого лидера
- доктора Дубровина - «слова прав-
ды залиты грязной инсинуацией
недостойного тона.
.. слова правды
я разумею те, что молчание духо-
венства помогло революционному
движению»8. Вообще, как ей каза-
лось, движение Союза сбилось на
шаблонный партийный тон, кото-
рый был так чужд Лебедевой. Свои
монархические убеждения и свое
политическое кредо она выражала
в словах, сказанных накануне ре-
волюционных событий: «Страшно
то, что в открывающейся борьбе у
русских людей нет политических
идеалов, которые можно было бы
противопоставить революционерам,
идущим во имя “прав человечества”
и “гражданской свободы” в виде
конституции, парламента и «боль-
шинства голосов»; а между тем как
на Западе умные люди с завистью
глядят на наше самодержавие, мы
о цене его и понятия не имеем и не
подозреваем, что в “большинстве
голосов” кроется деспотизм хуже
всякого падишахского. А что такое
парламент, я воочию увидела года
два тому назад в здешнем нашем
Славянском обществе; это учреж-
дение, нарочито придуманное для
мандельштамов во всевозможных
их видах»9.
Вообще кажется несколько
странным, но в своих письмах Ле-
бедева не касалась петербургских
событий, которые потрясали все
русское общество: о громких по-
литических убийствах (Плеве,
Столыпин и многие другие), собы-
тиях 9 января 1905 года, широком
забастовочном движении, рево-
люционном движении 1905-1907
годов. Революция в ее письмах - это
пересказ происшествия, чуть не за-
кончившегося трагедией для ее мо-
сковского родственника, да рассказ
о том, что ее, шедшую на службу в
Казанский собор, подхватила толпа,
спасавшаяся от преследования по-
лиции, опрокинула на землю, но,
к счастью, не причинила никакого
повреждения. Тот эпизод да свя-
занные с революцией неизбежные
бытовые неудобства - вот, пожалуй,
судя по письмам, и все ее личные
переживания смутного времени.
Темы ее писем - это в основном
темы, имевшие онтологический
смысл. Это размышления на тему
религиозного чувства и религиоз-
ного опыта, аскетизма подлинного
и формального, монашества, важ-
ности христианских догматов как
основы нравственности, сущность
искупления и т. п. Большое место в
письмах занимало обсуждение книг
и статей философско-религиозного
направления. О популярных в то
время заседаниях Религиозно-
философского общества, где, ка-
залось бы, ей самое место, она от-
зывалась как о «легкомысленных,
до кощунства доходящих трактова-
ниях о высоких предметах веры и
богословия.
.. Можно ли надеяться
на раскрытие истины в беспоря-
дочных препирательствах двух-
сотенной толпы лиц, совершенно
даже друг друга не знающих, до раз-
ницы, вероятно, в самом лексиконе
слов. Даже в среднем кругу своих
собственных знакомых чувствуешь
угрызения совести как бы от по-
ругания святыни, когда по своему
легкомыслию выдашь на их равно-
душное трактование что-нибудь
задушевное - что можно сказать
одному, двум, того не всегда можно
сказать 10, 20. Недаром же издревле
христиане повесили у себя перед
алтарем завесу»10.
Задушевными собеседниками у
Лебедевой были в Петербурге: брат
Сергей (младше ее на 15 лет), вы-
пускник университета, знаток фило-
софии и психологии, муж сестры
Алексей Александрович Завьялов,
служивший на высоком посту в
Св. Синоде, автор книг по истории
церкви, супруги Тураевы (муж
Б. А. Тураев - профессор универси-
тета, глава школы истории религии
Востока), ее духовник, викарный
епископ преосв. Кирилл; в Каза-
ни - проф. П. В. Знаменский. Эти
лица и были первыми читателями
и судьями ее произведений.
Отличительными свойствами
стиля ее сочинений были матема-
тически строгие определения по-
нятий, которыми она оперировала,
безупречная и непротиворечивая
логика рассуждений. Особенно это
было характерно для ее работ, по-
священных вопросам психологии.
В исследовании «Закон и единство
нравственности», которое можно
отнести к редким сочинениям в
жанре христианской психологии,
в основание положен принцип
приоритета воли человека. Она
подробно рассматривала основные
психологические понятия и кате-
гории, анализировала механизмы
душевной жизни, а также явления
нравственной и безнравственной
жизни и давала им оценку с точки
зрения православного учения. В
той работе была проведена систем-
ная классификация механизмов и
явлений душевной жизни. В строго
научном смысле книгу нельзя на-
звать исследованием, так как в ней
отсутствует исторический анализ
предшествовавших работ, о чем
автор предупреждал в самом начале
изложения, но от этого она не теряла
своей познавательной и практиче-
27
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 26 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст