уша Петербурга
28
ской ценности. Близко к той темати-
ке книги «Закон и единство.
..» при-
мыкает статья «Психологические
уроки для нашей церковной жизни
по материалам Джемса»11. Уильям
Джемс - американский философ
и психолог, получивший в кругах
русской интеллигенции широкую
известность. В своих сочинениях он
проповедовал «истинность» такой
религии, которая полезна с точки
зрения душевного и физического
здоровья, достижения жизненного
комфорта и успеха, т. е. вера, по мне-
нию Джемса и других подобных ему
позитивистов, должна служить ути-
литарным целям. Положения такой
модернизированной религии прин-
ципиально противоречат истинной
христианской религии. Лебедева
показывала, чем грозит нашей
церкви распространение подобных
идей. Она предвидела «грядущую
из-за океана волну великой силы
новой пантеистической религии с
одурманивающим мистицизмом».
Пророчество, увы, оказалось вер-
ным. Не менее актуальна на сегод-
няшнее время статья Е. Лебедевой
«Вера и знание»12, в которой она
показывает начала, объединяющие
и разъединяющую веру и знание,
науку и религию. Убедительны ее
рассуждения о благотворном воз-
действии друг на друга науки и
религии, особенно христианства на
светскую культуру. Она с равным
неприятием относилась к тем пред-
ставителям церкви, которые отказы-
вались рассматривать достижения в
области научной деятельности, так
и ученых-эмпириков, которые с тем
же рвением отвергали религиозную
мысль. Она отмечала, что среди
церковных деятелей меньше антаго-
нистов науки по сравнению с анта-
гонистами религии в среде научной.
Похоже на то, что эта тенденция
сохранилась и в наше время.
В ряде работ Лебедева вы-
ступала критиком идей кумира
интеллигенции того времени Вла-
димира Соловьева. Признавая
его безусловный художественный
талант и стремление помочь право-
славию, она с сожалением писала,
что он достигал противоположной
цели, искажая истинное право-
славное учение. На примерах из
сочинений В. Соловьева она ука-
зывала на отличительные черты,
проявлявшиеся в отдельных его со-
чинениях: «гордость и страстность
мысли мешают у него нередко делу
истины. Самоуверенные афоризмы
и сильно бьющие парадоксы пода-
вляют мысль читателя, вместо того,
чтобы возбуждать и поднимать ее».
Вообще Лебедева - человек незави-
симой, часто оригинальной, мысли,
которую она готова бескомпромисс-
но отстаивать перед любым церков-
ным или светским авторитетом. Так,
она критиковала арх. Антония Во-
лынского (Храповицкого) и вместе
с ним руководителей Св. Синода за
миссионерскую политику, в которой
усматривала сходство с папистским
миссионерством; методы духовного
образования - за придание им иезу-
итского духа. С большим чувством
она писала о решении Св. Синода
по делу Толстого, признавая его
противным как со стороны обычной
логики, так и со стороны самого хри-
стианского учения. Выражая свое
несогласие, часто в резкой форме,
она всегда подчеркивала личное
уважение к своему оппоненту и от-
мечала положительные начала в его
сочинениях.
Много работала Е. Лебедева в
историческом жанре. Самое боль-
шое произведение этого жанра
было посвящено жизнеописанию и
трудам Василия Великого. История
создания этого сочинения такова.
Она получила от редакции журнала
«Странник» заказ на перевод книги
французского писателя П. Алляра
«Святой Василий». Работая над
переводом, Лебедева изучала труды
самого Василия, а также его спод-
вижников - Григория Богослова
и Григория Нисского. Когда пере-
вод был почти закончен, Лебедева
убедилась, что у Алляра ничего не
сказано о Василии как о богослове,
совсем не говорилось и о его борьбе
с арианством, о его учении об аске-
тизме и многом другом. Тогда она
решила дать собственное изложение
жизни одного из отцов православия.
Сохранив план изложения жизни
таким же, как у Алляра, она пред-
ставила свое собственное видение
жизни и трудов Василия Велико-
го в сочинении под названием
«Светильник Вселенской Церк-
ви», явившемся, пожалуй, первым
полным жизнеописанием Василия
Великого на русском языке, изло-
женным доступным для широкого
читателя языком.
Для народного чтения ею был
написан ряд брошюр о жизни таких
святителей Русской церкви, как
святая равноапостольная великая
княгиня Ольга, св. Владимир Моно-
мах, Тихон Задонский, Констан-
тин Муромский. В небольшой по
объему, но весьма содержательной
книжке о А. С. Хомякове Лебедева
рассмотрела основные идеи, изло-
женные в трудах Хомякова - фило-
софа, историка, богослова, поэта
и общественного деятеля. Рассма-
тривая его поэзию, она отмечала ее
главные мотивы: любовь к России,
к славянам, людям вообще, боже-
ственное содержание жизни как
высшей цели человеческих устрем-
лений. Его поэзия несомненно
имела влияние и на ее собственное
поэтическое творчество. Подборка
ее стихотворений вышла отдельным
изданием в Петербурге в 1904 году.
Впоследствии она печатала стихи
в журнале «Странник». Оценивая
ее поэтическое творчество, лите-
ратурный критик «Странника»,
в частности, писал: «В них (стихах.
-
Б.
К.) нет того грубого реализма,
которым проникнута новейшая
поэзия, стремящаяся отображать
в себе тенденции времени, зато в
них много тихого, захватывающего
душу и сердце веяния, способного
осветить все существо человека.
Читатель поистине отдыхает на них
от окружающей его грубой действи-
тельности». При этом отмечались
также изящность стиля и задушев-
ность ее поэзии.
Писала Е. Лебедева и для детей.
В небольшой по объему книжечке
« В улье» она проникает взором во
внутреннюю, мудро устроенную
жизнь пчелиной семьи, описывает
полный цикл ее жизни и ее трудовую
деятельность. Поэтическое описа-
ние природы во всех временах года
звучит подлинным гимном во славу
красоты, созданной Творцом.
Представления об обществен-
ной жизни Е. Лебедевой можно со-
ставить из ее писем к Знаменскому.
Эта деятельность может показаться
незначительной, но все зависит
от того, как на нее посмотреть.
Она состояла членом благотво-
рительного совета при Казанском
соборе, в качестве своеобразного
послушания она участвовала в при-
готовлении обедов в богадельне при
соборе (один раз в неделю), сборе
и распределении помощи среди
нуждающихся (с началом войны и
притоком беженцев во многократно
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 27 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст