уша Петербурга
возросшем объеме), ведении за-
нятий в кружке девушек-работниц
(история, духовные беседы). Было у
нее и свое общество - человек 10 вы-
пускниц педагогических заведений,
которые раз в неделю поочередно
собирались на своих квартирах,
читали и обсуждали подготовлен-
ные рефераты сообразно интересам
каждой из участниц.
Образ интеллигентного челове-
ка конца XIX - начала ХХ века, за-
печатленный русской литературой
(Чехов, Горький и др.), отошедшего
от веры и церкви, человека со смя-
тенными мыслями и чувствами,
постоянно рефлектирующего по
поводу несовершенного устрой-
ства человека, государства и во-
обще мира и мечтающего о далеком
светлом будущем, был достаточно
типичным, но все же были и другие
интеллигенты, как Лебедева, кото-
рых почти «не заметила» и почти
не отобразила наша литература.
Это были люди глубоко верующие,
исповедовавшие христианские за-
поведи, служившие церкви и людям
по заповедям Спасителя.
Читая письма и сочинения
Лебедевой, невольно приходишь
к мысли: до чего же богата Россия
талантами, раз она может позволить
себе забыть таких мыслителей и
писателей, как Екатерина Лебеде-
ва. Конечно, ее время совпало со
временем деятельности таких ярких
звезд отечественной мысли, как Вл.
Соловьев, Бердяев, Мережковский,
Булгаков, Розанов и многие другие,
и ее голос, лишенный «самоуверен-
ных афоризмов» и «сильнобьющих
парадоксов», был почти не слышен.
Но тем не менее он у нее был соб-
ственным, была своя собственная
мысль, выраженная ясно и уве-
ренно, мысль, освещенная светом
христианской истины.
В Новом Энциклопедическом
словаре Брокгауза и Ефрона изда-
ния 1910-1916 годов Е. Лебедевой
посящена небольшая статья с очень
неполной библиографией ее сочи-
нений. Современная капитальная
энциклопедия русских писателей в
семи томах, подготовленная Пуш-
кинским Домом (продолжающееся
издание), увы, не нашла даже тех
же 10 строчек для Е. А. Лебедевой,
что, на мой взгляд, несправедливо.
Устранить хотя бы частично эту не-
справедливость и вывести из тени
забвения незаслуженно забытое имя
и труды талантливой православной
писательницы и являлось задачей
этого небольшого очерка.
1
НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 36. Оп. 1. Д. 121. Л. 780.
2
Там же. Л. 368.
3 Знаменский П. В. Православие и современная жизнь. М.: Свободная совесть, 1906. С. 4.
4 Розанов В. В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995. С. 241-262.
5 Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1915. Т. 3. С. 785.
6 Странник. СПб., 1910. Т. 1. Ч. 1. С. 34-72.
7 НА РТ Ф. 36. Оп. 1. Д. 121. Л. 696.
8 Там же. Л. 655.
9 Там же. Л. 623. Мандельштам - один из лидеров Казанской думы революционного настроения.
10 Странник. СПб., 1909. Т. 1. Ч. 1. С. 629-649, 793-806; Т. 2. Ч. 1. С. 3-35, 261-291.
11 Странник. СПб., 1910. Ноябрь. С. 544-574.
12 Там же. 1904. Т. 1. Ч. 1. С. 209-229.
29
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 28 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст