уша Петербурга
Прошлое и настоящее
Петербурга в акварелях
А.
М . Безгрешнова
Утро в октябре.
2005 г.
Алена Александровна Васильева -
художник-акварелист. Она потом-
ственная петербурженка, наследница
многих поколений большой научной
и творческой семьи, жизнь которой
тесно связана с Санкт-Петербургом.
Ее прадед - Павел Николаевич
Луппов - петербургский ученый
- историк и краевед. Прабабушка
Нина Михайловна Луппова - дочь
дворянина, крупного философа
М. И. Каринского - окончила Высшие
женские Бестужевские курсы. Дед
Алены - Сергей Павлович Луппов
- доктор исторических наук, автор
монографий по истории Петербурга,
основатель отдела истории книги в
Библиотеке Академии наук.
Разносторонние способности и
знания предков успешно сконцен-
трировались в творческом и науч-
ном потенциале Алены Васильевой
- продолжательнице традиций
своего рода. Неповторимый талант
художницы усилен трудолюбием и
особым творческим отношением к
постижению мира, воспитанным в
научной семье.
Преемственностью поколений
можно объяснить трепетное от-
ношение Алены к родному городу,
особую остроту и яркость видения
и изображения Петербурга в ак-
варели. В ее генетической памяти
заложена любовь к городу, к тем
видам и мотивам, которые наиболее
выразительно передают его непо-
вторимый колорит, его атмосферу.
Облик и дух Петербурга художница
выражает в трех жанрах - пейзаже,
интерьере и натюрморте.
Пейзаж, несомненно, является
любимым жанром А. А. Васильевой.
Город в ее акварелях меняет свой
облик от сезона к сезону. Каждый
год художница пишет осенний Пе-
тербург, отдавая дань восхищения
самой яркой поре года. Смелыми
мазками насыщенной водой кисти
решен осенний густой золотисто-
умбристый «замес» деревьев Ми-
хайловского садика в пейзаже с ка-
терами и павильоном Росси («Утро
в октябре»). Первые лучи солнца
еще только чуть тронули, согревая,
верхушки крон, застывшие от ноч-
ного заморозка. Взволнованная вода
Мойки играет с лодками, очертания
которых подчеркнуты графикой
четких контрастных мазков, и от-
ражением павильона. Сквозь хру-
стальный воздух зрелой осени про-
ступают тающие вдали очертания
Конюшенной церкви.
Легко и стремительно изгибает-
ся над водой «Адамов трехарочный
мост». Весело пляшет живое отра-
жение, вспыхивает яркой оранже-
вой листвой красавец клен, его огне-
вой цвет бросает отблески на стены
Конюшенной церкви. На дальнем
плане светлая череда петербургских
домов глядится в ясное золотистое
небо и позолоченную осенью воду
Мойки. Царит золотая осень.
Однако осень - это не только
солнце и яркость листвы. Вот через
кружева тонких веток смотрит на
зрителя Петропавловский собор.
Стройная и легкая его колокольня
со шпилем тает в осеннем небе,
фигура ангела почти растворена в
сером петербургском облачье. Эта
акварель находится в собрании
Омского областного музея изобра-
зительных искусств им. М. А. Вру-
беля. Изысканно нежен и тих осен-
ний пейзаж с видом на дворец графа
Разумовского. Тонкий прозрачный
абрис фасада дворца угадывается за
строгой грацией Воронихинской ре-
шетки, быстрым танцем тончайших
веток роскошных старых вязов и
кленов, окутанных полупрозрачным
облаком позднеосенней листвы.
Важное место в городских пей-
зажах художницы занимает при-
рода. Петербургские деревья: липы,
клены, каштаны, вязы, разноцветие
их листвы в разное время года явля-
ются неотъемлемой частью город-
37
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 36 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст