уша Петербурга
Сон Петербурга.
2007 г.
карета и пролетка, лотошник с
бубликами поворачивает с Горохо-
вой, чинно гуляют нарядные дамы.
На летнем пейзаже юные воспи-
танницы играют под присмотром
своих наставниц в саду бывшего
дворца графа А. Г. Разумовского.
Эта серия акварелей - живопис-
ный образ исторической памяти.
Она, несомненно, является одной
из наиболее удачных в творчестве
А. А. Васильевой. За исторические
акварели художница в 2006 году
награждена Дипломом I Всероссий-
ского конкурса «От Древней Руси к
новой России» и удостоена Государ-
ственной стипендии Министерства
культуры РФ.
На II Всероссийском конкурсе
в 2007 году Алена Васильева полу-
чила диплом за другую историческую
акварель - «Сон Петербурга». Это
монументальное для акварели про-
изведение (40x110 см). Панорама
правого берега Невы представля-
ет великолепие архитектурных
ансамблей Петербурга, величе-
ственное течение главной водной
«магистрали» Северной столицы,
по которой чинно идут парусники
и стремительно скользят малень-
кие лодки и ялики, у набережной
разгружаются тяжелые баркасы.
Официальная, торговая, повсед-
невная жизнь города сосредотачи-
вается вокруг реки, разделяющей
и одновременно объединяющей
обе его части. И в этой работе ху-
дожница внимательна к деталям,
которые раскрывают подроб-
ности петербургской культуры
прошлого: тщательно прописаны
элементы оснастки кораблей, ко-
стюмы горожан, фасады зданий.
В то же время Алена Васильева
не стремится к точной рекон-
струкции конкретного культурно-
исторического периода. Ее пано-
рама - это собирательный образ
прошлого Петербурга, живущего в
его настоящем. В картине передано
живое соединение, наслоение эпох,
культурная многослойность, ощу-
щаемая каждым петербуржцем.
В изображении художницы ха-
рактерное петербургское простран-
ство, знакомые виды предстают во
всей своей узнаваемости, и в то же
время, пройдя через свежее вос-
приятие акварелистки, являются в
ее произведениях новыми - неза-
мутненными тысячекратным взгля-
дом жителей города и приезжих, не
замученными открыточной осно-
вательностью. Важно, что Алена
сохраняет для зрителя и для после-
дующих поколений петербуржцев
исторический облик этих мест, на-
ходящихся в постоянной динамике,
изменяющихся, уже изменившихся
и отчасти утративших своеобразие.
Таков пейзаж с Елагиноостровским
дворцом, написанный с берега Ка-
менного острова. В дымке, из-за
деревьев-кулис является Елагин
дворец, палладианская строгость
и грация которого соединяются с
романтизмом английского парка.
Вся прелесть этого мотива вос-
произведена в акварели. Так было
совсем недавно. Ныне за дворцом
бесцеремонно возвышается много-
этажный дом.
В акварелях Алены Васильевой
мастерская техничность сочетает-
ся с легкостью и прозрачностью,
свобода письма - с профессио-
нальной «сделанностью». Для них
характерна насыщенность цветом
и напитанность водой. Сочные ак-
варели передают солнечный блеск,
влагу дождя, яркость освещенных
фасадов, нежность листвы, прозрач-
ность воздуха.
Художницу занимает и мир пе-
тербургских квартир, жизнь города
«изнутри». История жителей, исто-
рия вещей воплощается в интерье-
рах и натюрмортах. Серия интерье-
ров - одно из последних творческих
увлечений Алены Васильевой. В них
художница запечатлевает жизнь Пе-
тербурга через быт жителей города,
разделивших с ним его судьбу, через
стены, мебель, оконные переплеты,
несущие черты разных эпох. В те-
матических натюрмортах она также
воспевает родной город. Художница
часто располагает свои натюрмор-
ты на фоне окна - как источника
света, естественной декорации, как
выхода в мир Петербурга. Зритель
вовлекается в увлекательный диа-
лог художницы с городом, в диалог
каждой вещи на ее натюрмортах - с
Флоренция. Площадь Синьории.
2007 г.
39
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 38 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст