уша Петербурга
Зимним вечером в мастерской.
2006 г.
городом, внутреннего пространства
города - с внешним. Дух Петербурга
передается в творчестве А. Васи-
льевой и через парадность фасадов,
и через интимность интерьеров,
населяющих их вещей. Для работ
художницы характерно вдумчивое
вглядывание, анализ, впитыва-
ние деталей, передача настроения
мира вещей и живущих среди них
людей.
Один из первых творческих на-
тюрмортов художницы, написанный
еще в ученические годы, посвящен
именно петербуржцам, точнее, ее
предкам-петербуржцам. Он называ-
ется «Письма моей прабабушки». С
любовной тщательностью выписаны
книги в старых кожаных переплетах,
лежащие на столе портреты в оваль-
ных медальонах, старинные семейные
фотографии, пожелтевшие почтовые
конверты и написанные аккуратным
почерком письма, девичьи институт-
ские альбомы. Рядом оплывшая свеча
в бронзовом подсвечнике - неизмен-
ный атрибут старины. Натюрморт
выполнен в умбристо-коричневой
гамме, он сам напоминает старинные
дагерротипы - бережно хранимые
воспоминания, дань уважения и па-
мяти жизни ушедшей.
Особое место занимает работа
«Памяти Галины Константинов-
ны Щедриной». Эта наполненная
светом, нежная и строгая акварель
- дань уважения автора Ученому и
Учителю. На дальнем плане - тя-
нется к зрителю распустившаяся на
окне китайская роза. Ближе, на сто-
ле, - хризантемы в хрустальной вазе,
книга и фотография удивительной
женщины, так рано ушедшей.
..
Интерьер «Зимним вечером
в мастерской» отличается роман-
тичной атмосферой. На круглом
столе, накрытом сине-золотистой
тканой скатертью, в предвкушении
чаепития разместились пузатый,
но изящный самовар с маленьким
заварочным чайничком, румяная
сдоба и фарфоровый поднос с
фруктами. Присутствие хозяйки-
художницы ощущается не только в
любовно устроенном натюрморте.
С высокого мольберта смотрит
автопортрет, рядом - этюдник с
кистями и красками. Но главны-
ми героями картины являются,
несомненно, большие, с мелкой
расстекловкой трапециевидных
завершений окна, напоминающие о
северном модерне. Ощущение уюта
создает сочетание теплых красок
натюрморта в освещенной комнате
и холодных тонов зимних сумерек
за окном. В доме напротив идет
своя жизнь. На одном из балконов
изящная женщина всматривается в
вечерние огни Большого проспекта
Петроградской стороны. Каждое
из окон освещено по-своему. Одно
- в мансарде - парадно сверкает, в
другом тусклый свет пробивается
через драпировку штор, в третьем
чуть мерцает огонек свечи.
Новогодний интерьер также
увиден в одной из петербургских
квартир. Ощущение тайны и празд-
ника скрыто и в овальном полиро-
ванном столе, и в синих шторах, за
которыми открывается полумрак
январского вечера, и в ярких оран-
жевых пятнах солнечных мандари-
нов в хрустальной вазе на высокой
тонкой ножке, и в зажженных све-
чах, и, конечно же, в зимней гостье -
мохнатой пышной ели, украшенной
разноцветными шарами. Характер
этого дома раскрывается и в другом
интерьере - с голубой восточной
вазой.
Пейзажи, натюрморты и ин-
терьеры А. Васильевой впитали
Памяти Галины Константиновны
Щедриной.
2004 г.
дух петербургской приватной и
парадной жизни и, в свою очередь,
прекрасно вписываются в интерье-
ры домов петербуржцев. Они дарят
зрителю свет и цвет, радость бытия,
энергию жизни, тонкость восприя-
тия мира. Замыкается круг гармо-
ничного бытия Города - в живописи
и живописи - в Городе.
К теме Петербурга художница
возвращается постоянно, хотя не за-
мыкается в рамках одной темы. Але-
на Васильева вдохновенно пишет
окрестности Петербурга - ожерелье
пригородов - царских резиденций:
Царское Село, Павловск, Петрод-
ворец, Гатчину. Из путешествий
ближних и дальних она привозит
пейзажи Ростова и Киева, Валдая
и Плеса, Алупки и Страсбурга,
Старой Ладоги и Выборга, Москвы
и Флоренции, острова Сардинии и
Танжера, но снова и снова пишет и
пишет свой родной город. Глубокие
родовые корни любви к Петербургу
позволяют ей в образах современного
города почувствовать и воплотить его
внеисторическую сущность, передать
то, каким он был пятьдесят, и сто, и
двести лет назад, то, каким видели Пе-
тербург ее предки и их современники.
Алена Александровна Васильева
сама, как и ее творчество - часть
истории города, носитель его не-
передаваемого содержания.
40
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 39 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст