П
е
етербуржцы и петербурженки
54
поспешили на пароход, взяв с собой
главнейшую святыню скита - чу-
дотворную икону Божией Матери
«Млекопитательницы» и святые
мощи - стопу святого апостола
Андрея Первозванного. Ее Высоче-
ство с благоговением приложилась
к святыне и за сим оставили берег
Афона, напутствуемая горячими мо-
литвами и благожеланиями русских
обитателей Святой горы»12.
После возвращения из-за грани-
цы для Александры Петровны был
арендован отдельный дом в аристо-
кратическом районе Киева Липках.
Несмотря на все усилия врачей и
ее собственные, она так и не смог-
ла передвигаться самостоятельно.
Оставшись наедине со своей болез-
нью, проводя жизнь в одиночестве,
прикованная к инвалидной коляске,
Александра Петровна находила
утешение в молитвах и чтении
псалтири, которую она называла
«источником вечного радования».
После долгих размышлений она
приняла решение навсегда остать-
ся в Киеве, что означало разрыв
супружеских отношений. То был
смелый шаг, но продиктован он был,
вероятно, глубоким убеждением в
его правильности и необходимости,
исходя из ее понимания одного из
постулатов православия - жизнен-
ного идеала православной Руси -
«единственная жена единственного
мужа». Ведь ради будущего мужа,
желанного «принца», Александра
Петровна совсем молодой девушкой
отреклась от веры своих родителей,
от веры, данной ей с рождения, и со
всей горячностью молодого сердца
отдалась вере супруга, впитав ее
всем своим существом. Как могла
она смириться с изменой и не-
прикрытым двоеженством мужа,
поправшего и ее чувства, и свою
веру, нарушившего одну из божьих
заповедей - «не прелюбодействуй!»,
глубоко ранивших ее душу! Нрав-
ственные страдания Александры
Петровны еще более усугубили ее
физическую болезнь. Она мучитель-
но искала выхода из создавшегося
положения. Нам неизвестны, к со-
жалению, ее мысли, приведшие к
столь радикальному решению. Но
можно предположить, что, будучи
глубоко религиозной, великая кня-
гиня не могла нарушить вошедшие
в ее душу библейские заповеди.
И если логически расставить все
обстоятельства ее семейной жизни,
то выходило, что для нее мужа как
такового уже не существовало, так
как он имел вторую семью. Алек-
сандра Петровна становилась как
бы вдовой, а чин вдовства на Руси
особый. Благоверные княгини вто-
рой раз замуж не выходили, хотя
церковь не запрещала второй брак.
Многие вдовы сразу после кончины
мужа принимали иночество. Подвиг
супружеской жизни увенчивался
подвигом иночества.
Приняв такое важное решение,
она окончательно поселилась в
Киеве, навсегда распростившись со
столицей. Там Александра Петров-
на обрела свое место в жизни, свое
призвание, полностью посвятив
себя служению Богу и людям. Она
приступила к осуществлению за-
хватившей ее идеи - идеи «живого
монашества».
В XIX веке в церковных кругах
в связи с развитием народнических
идеалов возникла идея «живого
монашества», которая предполагала
не только строжайшее следование
иноческим уставам св. Саввы Освя-
щенного и Феодора Студита, но и
практическое служение стражду-
щему человечеству. Идея живого
монашества нашла отклик как у
представителей духовенства, иноче-
ства, церковной интеллигенции, так
и у верующих, принявших решение
пострига, чему имеется немало при-
меров. Представительница Варшав-
ского высшего общества графиня
Ефимовская основала Леснинский
Богородицкий монастырь Варшав-
ской губернии с учебными заведе-
ниями и больницей для оказания
бесплатной медицинской помощи
окрестным крестьянам. В Эстонии
прославилась своей обширной
деятельностью Вировская женская
обитель Холмского края, а также
Пюхтицкий Успенский женский
монастырь со школой, больницей,
народной библиотекой. Большую
благотворительную работу про-
водили монастыри, осуществляя
миссию милосердия и просвещения.
Среди них Переяславский Феодо-
ровский женский монастырь Вла-
димирской епархии, Печенгский
мужской монастырь Архангельской
губернии, другие монастыри, в
том числе Свято-Троице-Сергиева
лавра, Киево-Печерская лавра, а
также Свято-Троицкая Сергиева
Приморская мужская пустынь близ
Санкт-Петербурга.
Александра Петровна стала
поборницей «живого монашества».
Она хотела, чтобы «наши мона-
стыри, сохраняя строгие отеческие
правила и заповеди, непременно
были рассадниками просвещения
и благотворения во всех видах <.
..>
Живое монашество - вот знамя,
которое столь дорого моему сердцу,
- утверждала она в одном из своих
писем. - Никакие монашеские обе-
ты и правила не мешают любить
ближнего, как самого себя, служить
болящим, питать неимущих»13.
В живописном уголке Киева
- Лукьяновке, на высоком склоне
Вознесенской горы Александра Пе-
тровна купила у купца Диковского
большую усадьбу площадью в шесть
десятин, заплатив за тот земельный
участок из личных средств 50 000
рублей. Там она основала Свято-
Покровский женский монастырь
(1889). В основе монастырского
Устава лежало сочетание монаше-
ского подвига с уходом за больны-
ми. За пять месяцев на территории
монастыря была сооружена По-
кровская церковь, а за короткий
срок там вырос целый городок. Все
создавалось под личным наблюде-
нием великой княгини. Она сама
составляла планы новых построек,
счета по строительству и содержа-
нию всех учреждений монастыря,
а их было немало: больница с тера-
певтическим и хирургическим от-
делениями, аптека с бесплатной вы-
дачей лекарств, приют для слепых и
неизлечимых больных, лечебница
для приходящих, самая большая в
юго-западном крае, училище для
девочек-сирот, приют для хрони-
ческих больных женщин, бараки
для инфекционных больных, морг,
прачечные, столовые и кухни.
Содержать такое большое хо-
зяйство в финансовом отношении
было сложно. Александра Петровна
продавала свои великокняжеские
драгоценности и вкладывала вы-
рученные деньги в строительство и
оборудование больниц. Она хотела
продать и самый дорогой ей пред-
мет - подарок Александра II к ее
свадьбе - большой изумруд. Правда,
покупателя так и не нашлось, ибо
стоимость камня была очень высо-
ка. Александр III, который к своей
тетке относился очень тепло, узнав
о ее намерении, распорядился вы-
купить изумруд. Он не единожды
финансово поддерживал Алексан-
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 53 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст