П
е
етербуржцы и петербурженки
Теперь наука знает значитель-
но больше. Современный человек
может преодолеть все трудности,
ориентируясь в растительных бо-
гатствах леса.
В лесу есть все, что нужно для
человека.
Геологи находят в лесах по-
лезные руды, ботаники открывают
растительные лечебные богатства,
археологи раскапывают остатки
древней жизни.
В 1974 году книга «По следам
Робинзона» появилась на книж-
ных прилавках уже 5-м изданием.
«Дружба с деревьями», «Кольцо
ведьм», «Сладкие “слезы” дерева»,
«Лесная канцелярия», «Прируче-
ние диких растений», «Напутствие
лесным бродягам», - вот некоторые
из ее разделов и глав.
Книги Верзилина - не только
путешествия во все еще остающийся
непознанным «зеленый мир», но и
наглядные методические пособия,
которые сразу же поступали на
«вооружение» учителей естествен-
ных дисциплин.
Когда я еще училась в школе, бо-
танику у нас вела заслуженная учи-
тельница Павла Васильевна Михай-
лова; занимались мы по учебникам
Н. М. Верзилина. Неукоснительно
выполнялись все его методические
советы и рекомендации, у нас был
школьный садик, живой уголок, мы
даже ходили на колхозную ферму,
где коров доили под музыку.
Я рассказала об этом Николаю
Михайловичу, он шумно прореаги-
ровал - «Таня! Смотри! Они вышли
на мою методику, надо обязательно
познакомиться!» - и пообещал
прийти на урок.
Человек он был чрезвычайно
занятой, к распорядку его дня, к
занятиям за письменным столом,
к каждой свободной его минуте в
семье относились трепетно.
Он был организатором Педа-
гогического общества и руково-
дителем его секции биологии в
Ленинграде;
председателем методической
комиссии Министерства просвеще-
ния СССР;
членом проблемного совета
АПН СССР по педагогическим
аспектам охраны природы;
в Ленинградском педагоги-
ческом институте им. А. И. Гер-
цена, где работал профессором-
консультантом, подготовил более 20
кандидатов и двух докторов наук;
под его руководством выходи-
ли два солидных тома «Известий
Академии педагогических наук
СССР»;
состоял членом всевозможных
советов: ученых советов, специ-
альных, методических, научно-
методических и т. д.
Рассчитывать, что он придет к
нам в школу, не приходилось.
Но он пришел. Посмотрел все
те «редкие» (а в действительности
вовсе не редкие растения), которые
мы выращивали на школьном окне,
подарил свой учебник с дарственной
надписью.
Затем наша учительница с бес-
покойством стала ему рассказывать,
что у нас не растет бегония, если ее
высаживать из орнаментально раз-
резанного листа, как рекомендует в
своей книге Николай Михайлович.
Что же делать?
И тогда Николай Михайлович с
самым серьезным лицом, наморщив
брови, громогласно обьявил: «Не
получается? Значит, не делайте
так, как Верзилин пишет, делайте,
как считаете нужным. Не все то
слушайте, что он говорит».
На нас и нашу учительницу это
произвело сильное впечатление.
«Только таким образом, - добавил
он с тем же, почти грозным видом, -
вы откроете свои собственные твор-
ческие тропинки, идущие дальше
рекомендаций Верзилина».
Из старательных копиистов мы
превращались в первопроходцев,
ищущих и, главное, находивших
свои собственные пути. Минута
получилась торжественная.
А в следующую минуту он
уже вынимал из своего огромного
кожаного портфеля конфеты мар-
ципаны; тогда мы и не слыхивали о
таких заморских сластях. Каждый
получил по марципановой собачке,
лошадке, марципановому поросенку
и надолго запомнил эту встречу с
известным ученым, писателем и
учителем наших учителей.
Только один перечень его книг
показывает, как быстро, можно
сказать, стремительно писателю
удавалось покорить широкий круг
читателей самого разного возраста:
1943 - Лечебница в лесу;
1946 - По следам Робинзона;
1949
- Путешествие с домашни-
ми растениями;
История Петербурга. № 5 (45)/2008
1952 - Растения в жизни че-
ловека;
1955 - В саду Мичурина (в со-
авторстве с В. М. Корсунской);
1956 - Тропинка в лес (в соав-
торстве с Всеволодом Рождествен-
ским).
В то время, как мы видим, книги
Верзилина выходили каждые три
года.
Не менее напряженно он про-
должал работать и дальше, вплоть
до самой смерти в 1984 году, когда
вышла его автобиографическая
книга «Учитель биологии».
Начав свой жизненный путь в
начальных классах сельской школы,
он завершил его вершинами науч-
ной и просветительской деятель-
ности, создав новый жанр книги
-научно-художественный.
Создал и новый тип учебной
литературы - увлекательное вне-
классное чтение, столь захватывав-
шее, что оно притягивало тогдашних
школьников намного сильнее, чем
современных подростков сериалы
детективов и триллеров.
В том же, последнем году жизни
писателя вышло 7-е издание «По
следам Робинзона».
Эта книга принесла славу свое-
му автору. Она сопутствовала ему
своими переизданиями на про-
тяжении всей его жизни и, послав
свой прощальный свет в год его
смерти, по-прежнему переиздается
и сейчас.
«Рукописи не горят», как сказал
Михаил Булгаков.
Хорошие книги тем более не
горят.
Они рассказывают о растениях,
природе и культуре разных стран и
служат тем самым сближению раз-
ных континентов, национальностей
и вероисповеданий.
С большим интересом и дети, и
взрослые узнают из книг Верзилина
историю распространения чая; даже
само слово «чцай» указывает на его
происхождение из Китая.
Долгим путем шел чай из Китая
через Кяхту на Нижегородскую
ярмарку, а оттуда по всей России.
Почти год везли чай на верблюдах,
санях, телегах, плотах, паромах.
Но даже перейдя границы Рос-
сии, чай долго не мог прижиться,
пока ему не удалось, наконец, найти
климатические условия, наиболее
близкие тем, которые существовали
на его родине. А до того царскому
предыдущая страница 61 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст