П
е
етербуржцы и петербурженки
66
Вдруг, словно вняв чужому нетер-
пению, с энтузиазмом разгадавшего
трудную загадку, моряк хлопнул
себя по лбу. Ни слова о петроглифах
в обращении, но что делает ин-
туиция и случай: « Да я знаю этого
Лаушкина!»
- ??? (Глаза полезли на лоб!)
«Да-да, это - он! И я пять раз
читал о нем в одной книге, и у меня
есть эта книга! Она о наших местах, о
бесах! Я купил ее в Петрозаводске!.
.
Там еще фотография.
.. да, в очках, и
руку чего-то на рот положил!».
Помнят его имя на Онего, спа-
сибо Андрею Никитину: «Зеленый
абажур, стол, заваленный рукопи-
сями и книгами. Слоится густой та-
бачный дым. В полумраке книжные
полки, поднимающиеся к потолку.
Дымится в стаканах крепкий чай.
<...> За окном черные провалы
ленинградских дворов-колодцев
<...> Ветер гуляет по проспектам.
Лаушкин сегодня в ударе, такой,
каким я увидел его впервые на
одном из заседаний очередной
научной сессии Эрмитажа» <.
..>
«Я помню, как поразил меня тогда
весь облик этого еще незнакомого
мне человека. В нем чувствовал-
ся острый ум, скрытый вызов и
ирония» <.
..> «вся гамма чувств на
смугловатом лице - от холодной,
корректно вежливой маски до за-
разительного, ничем не сдерживае-
мого дружеского смеха <.
..>».
«<.
..>Таким он был в этот вечер
- не столько объясняющим, сколько
рассуждающим вслух, поминутно
отклоняясь от темы и подчеркивая
неожиданный возврат к ней чуть
заметным движением руки с папи-
росой<.
..>».
И далее: «Тонко звенит ло-
жечка в стакане с чаем. Подвывает
вьюга над призрачным городом. В
табачном дыму рука с папиросой
рисует фигуры, стынущие сейчас
под заносами снега на карельских
скалах»2.
Если вам попадет в руки эта уже
«старая», с любовью написанная и
оформленная книжка, вглядитесь в
фотографию Константина Дамиано-
вича на вклейках. Ее сделал Андрей
Леонидович, которого уже тоже нет
с нами, в один из их вечеров в Эрте-
левом переулке.
Только чего это гостеприимный
хозяин «руку на рот положил»?
Еще загадочная картинка. У меня
дома есть такая, там все в порядке,
нормальный жест с папиросой в
руке, ее я и предлагаю вниманию
читателей. В книжке же из пальцев
ученого выпала драгоценная деталь,
папироска «Беломора» - кого-то
смутил невинный атрибут.
А ходатайство вахтера сломало
барьер недоверия начальства. Дело
выдали.
Из культурной хроники
1.
«Монахи монастыря, осно-
ванного в XV веке в непосред-
ственной близости от петрогли-
фов, вели борьбу с языческими
верованиями. Некоторые изобра-
жения, как принято считать, яв-
ляются памятником этой борьбы:
поверх них монахи выбили хри-
стианские кресты, это было, так
сказать, насильственное крещение
языческих образов», что, конечно,
повредило изображения. Но то
были целенаправленные акты, от-
метившие исторические ступени
в изменении религиозного созна-
ния человека, и они даже помогли
К. Д. Лаушкину выстроить неко-
торые свои догадки.
2. 14 октября 2003 года по РТР
«Вести» сообщили об уничтожении
части петроглифов Онежского святи-
лища местными несовершеннолетни-
ми хулиганами, выбившими поверх
них свои имена. Они останутся здесь
навсегда
? И о чем расскажут потом-
кам? О безвозвратных изменениях в
нашем сознании, о том, что
никогда
не осуществится наша общая мечта о
победе над мраком дружественного
человеку солнечного божества, о
сказочно недостижимой победе добра
над злом?
3. Ни А. М. Линевскому, ни
А. Я. Брюсову, ни В. И. Равдоникасу,
ни К. Д. Лаушкину памятника в рай-
оне петроглифов еще не поставили,
и Святилище древнего человека не
охраняется законом, или охраняется
ненадежно.
Но, ежели такое чудо - памят-
ник - вдруг окажется возможен в
наши дни, то на памятнике этом
пусть напишут слова К. Д. Лаушки-
на из второй части его «Онежского
святилища»:
«<.
..>На минуту задержим
прощальный взор на рисунках.
Несомненно, что в эпоху функцио-
нирования святилища их охраняло
строгое табу; осквернение их, надо
полагать, считалось одним из самых
серьезных преступлений.
Но мы - мы тоже отнесемся к
ним с должным уважением. Это мо-
гилы. Памятуя о конкретном мыш-
лении первобытных людей, можно
с уверенностью сказать: если бы мы
повстречались с древним художни-
ком, он, указывая на вертикальные
столбики на изображениях лодок, не
колеблясь, стал бы называть имена
охотников и рыболовов, мужчин
и женщин, живших тысячелетия
тому назад».
Начало мира
Мифология древних жителей
Прионежья отражала весьма слож-
ные представления об устройстве
вселенной. А priori можно сказать,
что в развитой мифологической
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 65 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст