П
.
етербуржцы и петербурженки
Изображение лодок
в Онежском святилище
системе, среди космогонических
догадок первобытного ума, должен
был найти свое место миф о начале
мира.
А в святилище, посвященном, в
основном, космическим силам, гра-
фическое отображение такого мифа
было бы не только уместным, но,
пожалуй, даже необходимым. Если
это так, то мы обязаны с присталь-
ным вниманием пересмотреть все
изображения, обоснованно надеясь
найти среди них образы предпола-
гаемого мифа.
Изображения лебедей и поме-
щенных рядом с ними кругов или
овалов вызывают в этой связи по-
вышенный интерес.
На то, что эти лебеди - не про-
стые птицы, указывают признаки,
свойственные мифологическим су-
ществам, о чем уже шла речь: утри-
рованная длина шеи, полосатость
тела, трещина там, где должен быть
клюв. Кружки и овалы около птицы
могут быть поняты как изображения
яиц. Приняв это предположение, мы
придем к выводу, что из яиц, снесен-
ных мифологическим существом,
должны вывестись также необыкно-
венные существа и предметы.
Образ сверхъестественного
птичьего яйца занимал вполне
определенное и устойчивое место в
мифологии ряда народов. Как писал
Е. Г. Кагаров, «в мифологических
представлениях многих народов
яйцо является носителем космо-
гонического (мифотворческого)
процесса»3.
Для иллюстрации воспользуюсь
его же примером.
«Учение орфизма (религиозно-
философское движение в древней
Греции VI и последующих веков)
изображало происхождение вселен-
ной в следующем виде: предвечное
время Хронос создает мировое
серебряное яйцо; из верхней его
скорлупы образовалось небо, из
нижней - земля»4.
Подобных примеров можно
привести множество.
Думается, что маленькая ком-
позиция, выбитая на скале острова
Гурий, может сигнализировать о
сходных космогонических воззре-
ниях.
Ясные признаки указывают на
то, что здесь не случайное скопление
изображений, но группа фигур, свя-
занных между собой единым твор-
ческим замыслом. Фигуры сбились
в тесную кучку, а вся группа рас-
положилась в заметном отдалении
от других петроглифов скалы.
Хорошо улавливается фан-
тастический колорит сценки. Он
проступает как в неестественной
комбинации персонажей (напри-
мер, лебедь над солнцем), так и в
игнорировании их естественных
размеров.
Сотворение вселенной
из яйца чудесной птицы
Исходя из предположения, что
сцена отражает в художественных
образах сюжет мифа, следует счи-
тать, что мифологический рассказ
начинался с лебедя и завершился
неким эпилогом, в котором фигу-
рировали солнце и животные или
нечто, способное принимать вид
животных.
Корпус лебедя расчерчен дуга-
ми. Такие дуги, по мнению Равдо-
никаса, суть «изображения радуги,
одного из знаков для верхнего
неба и его божества»5. Примем его
расшифровку и отнесем лебедя
из анализируемой композиции к
сверхъестественным существам.
Непосредственно под туло-
вищем птицы выбит небольшой
овальный знак. Остановимся на той
интерпретации изображений овалов
и кругов, выбитых в непосредствен-
ной близости от лебедей, о которой
только что велась речь: под птицей
художник изобразил снесенное ею
яйцо.
Фигуры, составляющие нижний
ярус композиции, могут быть поня-
ты как изображения выводка чудес-
ной птицы. В таком случае все они
близнецы - и солнце, и животные.
Но если это так, то сомнительно,
чтобы художник хотел запечатлеть
образ просто животных. Их скры-
тую природу можно различить в
свете центральной фигуры нижнего
яруса - солнца.
Солнце, как божество верхнего
мира, должно было иметь достой-
ных его высокого ранга родных
братьев и сестер. По-видимому, они
тоже относились к сонму небесных
божеств. Может быть, художник
изобразил созвездия, или отдель-
ные яркие звезды. Нас не должно
смущать, что они нацепили на себя
звериную личину. Известно, что
само солнце не гнушалось зверопо-
добным обликом.
Постраничное примечание
Лаушкина: «Звезды и созвездия,
которые представляются в виде
животных, - факт, хорошо извест-
ный из этнографии. Например, у
лопарей Кассиопея - это олени6.
Развитый космический культ у этих
творцов наскальных изображений
естественно заставляет ожидать,
что не только солнце мыслилось в
тереморфном облике, но и звезды.
Я думаю, что некоторые животные
и птицы, особенно когда они изобра-
жались стайками, могли означать
звезды и созвездия».
Если теперь, после необходи-
мых уточнений, пробежать глазами
композицию от начала до конца,
67
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 66 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст