П
е
етербуржцы и петербурженки
подставляя под графические образы
их логические эквиваленты, то по-
лучится связный рассказ.
- Из горних сфер прилетела
птица. Она снесла чудесное яйцо. Из
яйца вышли солнце и звезды.
Толкование хорошо увязы-
вается со всей мифологической
обстановкой святилища и с его
основным назначением как места,
где происходило поклонение кос-
мическим силам. Внутренних про-
тиворечий, как я думаю, оно тоже
не содержит. И, тем не менее оно
может показаться произвольным,
поскольку теоретически мыслимы
и другие расшифровки необычной
комбинации фигур - лебедь, овал,
солнечный знак и два зверя.
Но сравним рассказ, получен-
ный в результате применения фор-
мального метода, со следующим
местом в «Калевале» (руна 1):
- Чудесная утка снесла яйцо в
гнезде, которое она свила на под-
нявшемся из волн моря колене
Ильтмар, девы воздуха.
Постраничное примечание Ла-
ушкина: «В карело-финских эпиче-
ских песнях создание мира изобра-
жается иногда из яйца гуся»7.
Из яйца, из нижней части,
Из белка, из верхней части,
Вышла мать-земля сырая;
Ясный месяц появился;
Из яйца, их верхней части,
Из яйца, из пестрой части,
Встал высокий свод небесный;
Звезды сделались на небе;
Из желтка, из верхней части,
Из яйца, из темной части,
Солнце светлое явилось;
Тучи в воздухе явились.
Нетрудно заметить, что в поэти-
ческих тропах «Калевалы» разра-
батывается тот же сюжет, который
был реставрирован нами на основе
другого материала.
И еще одна знаменательная
деталь. Когда древнему художнику
встретилась необходимость запечат-
леть свои представления о начале
мира, он покинул излюбленный им
берег и отправился на близлежащий
островок, на скалах которого вы-
секает образы мифа. Не исключена
возможность, что он строго обдумал
выбор места для художественного
воплощения именно этого мифоло-
гического сюжета.
Начало мира, по представле-
нию рунопевцев, было связано
с островом. На остров вышел из
моря прародитель Вяйнямейнен
(руны 1 и 2). Колено Ильтмар, на
котором свила птица свое гнездо,
также было ничем иным, конечно,
как островом.
В этой подробности (выбор
места) мы опять видим, словно слу-
чайный, параллелизм в представле-
ниях древнего населения Карелии и
создателей «Калевалы».
Древний художник, оставив по-
сле себя на острове рисунки, как бы
повторил то, что некогда совершила
чудесная птица, прилетавшая тоже
на остров. Высекая в граните образы
мифа, он магически закреплял то
устройство вселенной, к которому
он привык и всякие изменения в
котором не могли его не пугать8.
К главе «Преступление
и наказание лягушки».
См.: История Петербурга. № 3 (2008)
1
Бродский И. О Сереже Довлатове / / Петрополь, 1994. № 5. С. 76.
2
Никитин А. Л. Возвращение к Северу. С. 219-236.
3 Кагаров Е. Г. Примечания к «Калевале» / / Калевала. Петрозаводск, 1940. С. 362.
4 Там же.
5 Равдоникас В. И. История первобытного общества. Л., 1949. Ч. II. С. 136.
6 Харузин Н. Русские лопари. С. 347.
7 Евсеев В. Я. Исторические основы Карело-финского эпоса. М.; Л.: АН СССР, 1957. Кн. 1. Т. 26. С. 113.
8 Скандинавский сборник. Т. 5. С. 275-281.
68
Список публикаций К. Д. Лаушкина, составленный по библиографическим справочникам АН СССР (Л.: Наука, 1975-1983)
и личному делу К. Д. Лаушкина в ИЭ.
1. К вопросу о наскальных изображениях Карелии. 1956. Рукопись, прочитанная как доклад в ИА АН СССР, сектор неолита, 1957 г.
2. Экспедиция ЛОИИМК по изучению славяно-русской археологии в 1957 году. КСИИМК. 1960. Вып. 79. С. 93-102. В коллек-
тиве авторов.
3. Сообщение о раскопках в Старой Ладоге / / КСИА. 1959.
4. Об открытии в Старой Ладоге рунической надписи на дереве в 1950 году / / Скандинавский сборник. № 4. Таллин: Тартусский
ГУ, 1959. С. 23-44. (В соавторстве с В. И. Равдоникасом).
5. Онежское святилище. Ч. 1 (Новые расшифровки наскальных изображений Карелии / / Скандинавский сборник. № 4. Таллин:
Тартусский ГУ, 1959. С. 83-111.
6. К вопросу о содержании понятий «пережитки» и «традиции», опыт классификации №пережитков». Доклад. ИЭ. 1960 .
7. Раскопки в Старой Ладоге / / КСИА. 1960. Вып. 81. С. 72-76.
8. О значении финно-угорского фольклора для расшифровки наскальных изображений Карелии. Доклад. Всесоюзное совещание
по вопросам финно-угроведения. Л., 1961.
9. О значении финно-угорского фольклора для понимания смысла карельских петроглифов. Доклад. Всесоюзное совещание по
вопросам финно-угорской филологии. Петрозаводск. 1962.
10. Онежское святилище. Ч. 2 (Опыт новой расшифровки наскальных изображений Карелии) / / Скандинавский сборник. № 5.
Таллин: Тартусский ГУ, 1962. С. 177-298.
11. О мифологической основе легенды о призвании варягов / / Тезисы докладов 1-й конференции скандинавистов. Тарту. 1961.
12. Предхристианское время в Ладоге. Рукопись. ИЭ. 1963.
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 67 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст