С
лужилый Петербург
вопросах и с некоторыми лицами в
словопрепирательствах молчишь и
не высказываешься, вы неодобри-
тельно кивали головами и говорили:
«нет, он скрытный и неискренний
человек: он не Сергей»20. Что тут
делать? Как ни прикинь, все клин.
Только что получил из Петер-
бурга несколько писем и, между
прочим, вырезки из «Голоса», «Но-
вого времени» и «Музыкального
света»21. Мне очень хочется по-
говорить с Вами на этот счет; но
признаюсь, что в этом случае я
занимаю невыгодную позицию. Без
всякого сомнения, мне неизбежно
и «неукоснительно» придется воз-
дать Вам несколько восторженных
похвал; и это ставит меня в нелов-
кое положение. Французы говорят
(фраза на французском языке на-
писана неразборчиво. -
Авт.)22,
и
Вы, Александра Валерьяновна, по
весьма понятной причине, легко
можете заподозрить в моих по-
хвалах тонкую, искусно скрытую
лесть. Вот это и составляет невы-
годную сторону моего положения; и,
поэтому, прежде всего, убедительно
прошу Вас верить, что в отношении
к Вам ни лести, ни комплиментов я
никогда не употреблял и не стану
употреблять. С другой стороны, Гей-
не где-то сказал, что только грубая
немецкая откровенность обязывает
скрывать приятное и говорить в
глаза лишь очень неприятное. Это
правда; и поэтому, если я нахожу у
Вас черты, достойные похвалы, то
почему же при случае не сказать об
этом? Всегда скажу! Итак, к делу.
Не все музыкальные рецензии
согласны между собой даже в глав-
ных пунктах; однако не подлежит
сомнению, что для общественного
мнения руководящей нитью будет
рецензия наиболее известного,
компетентного и даровитого кри-
тика - Лароша23. Он, как человек с
серьезным музыкальным и эстети-
ческим образованием, сумел стать
на высоту своей задачи и написал
справедливый и беспристрастный
отчет, с которым, конечно, согласит-
ся громадное большинство публики,
бывшей в театре. И поэтому при-
мите, высокоуважаемая Алексан-
дра Валерьяновна, мое искреннее
поздравление и выражение моей
безграничной радости за Ваш не-
сомненный и блестящий успех. От
всего сердца радуюсь, что слава о
Вашем имени известна теперь не
только тесному кружку любителей
изящного искусства, но и рас-
пространилась по всей матушке
России, от моря и до моря, от фин-
ских холодных скал до пламенной
Колхиды24. Другой муз[ыкальный]
рецензент, Иванов, довольно из-
вестный и популярный в Петер-
бурге, отрапортовал в «Нов[ом]
Вре[мени]» свое мнение в самой
сухой, казенной и ненавистной для
меня форме. Ведь сказать, что «г-жа
Панаева имеет симпатичный и хо-
рошо обработанный сопрано и что
в обеих ролях25 она произвела вы-
годное впечатление с музыкальной
и с драматической стороны» - это
равно ничего не сказать. Тем не
менее, еще несколько тысяч людей
узнают Ваше артистическое имя с
хорошей стороны, хотя и не полу-
чат ровно никакого представления
о том, что Вы - талант крупный,
выходящий из ряду обыкновенных
и целою головой выше стоящий на-
ших петербургских примадонн.
Но вот № 33-й «Музыкального
света». Известно, что откапывание
ничтожных промахов и ошибок у ис-
полнителей, и потом мелочная к ним
придирка с полемическим задором,
- это ангел смерти всех бездарных и
бесцветных рецензий, составляемых
мелкими репортерами заброшенных
газет. К таким принадлежит «опти-
мист», представивший в «Музы-
кальном свете» отчет об оперном
спектакле в Павловске. Пришел он
в театр с задней мыслью непременно
к чему-нибудь придраться, и при-
дрался: «Внешность г-жи Панаевой
чрезвычайно представительная и
красивая, но для Маргариты мало
подходящая (вот как?!). Это скорее
тип Дездемоны (почему?). По-
моему, Гретхен-брюнетка величай-
шая и непростительная несообраз-
ность. Каждый, создавший в своем
воображении этот тип представлял
его совсем не тем, чем явилась перед
нами г-жа Панаева». (Поелику в
воображении мудрого «оптимиста»
г-жа Булычева26 близко подходит к
настоящему типу Гретхен, то нату-
рально, что всякая другая Гретхен27
уже не «настоящая» и не подхо-
дящая для Маргариты!) «От чего,
- продолжает он, - Мефистофеля
блондином не выпускают? Верно
нельзя». А отчего, спрошу я, Патти28
и, если не ошибаюсь, Левицкая29 в
роли Маргариты выходили брю-
нетками? Значит, можно. Заметьте,
что когда Патти в первый раз играла
Маргариту и надела белокурый
парик, то присяжные зубоскалы
подняли ее на смех .
.. (неразбор-
чиво. -
Авт.).
Потом, когда Патти
отбросила парик и возвратилась к
своему природному цвету волос, то
с другой стороны завопили: «Как!
Гретхен - брюнетка! Это непро-
стительно!» На всякое чихание не
наздравствуешься! По-моему, дело
вовсе не в цвете волос и глаз (хотя
это имеет некоторое значение), но
в верной передаче типа, характера
Маргариты; а если это так, то сам
Гете не пожелал бы лучшей Мар-
гариты для оперы Гуно ^ В !), чем
Вы, Александра Валерьяновна. Не
буду говорить об Лукке30, потому
что я ее не видел. Но у кого из всех
других Маргарит столько природ-
ной грации и мягкости в движениях,
столько наивной прелести в словах
и в разговоре, столько божественной
гармонии и чарующей красоты в
целом существе? О какой другой
Гретхен можно было бы сказать:
Все в существе ее прекрасном
Огнем невинности горит,
Все о прошедшем светлом, ясном
И непорочном говорит.
Один мой знакомый англичанин
в антракте между прочим сказал про
Вас .
(фраза на английском языке.
-
Авт
.)31. Где та вторая Маргарита, к
которой можно примерить этот стих
Мильтона? Когда в конце 3-го акта
Вы появились у окна и запели, в Ва-
ших глазах горел священный огонь
вдохновения, и Вы были окружены
ореолом счастья, поэзии и красоты.
Укажите, где та другая, настоящая
и подходящая Маргарита, которая,
ставши рядом с Вами, не померкнет
в Вашем сиянии, как луна перед
солнцем!
Ужасно неловко говорить в
глаза
такую
правду! Но это правда,
святая правда!!
Продолжаю. Труднейший в
драматическом отношении 5-й акт
«Фауста» представляет камень
преткновения для всех оперных и
драматических актрис. Для того
чтобы иметь серьезный успех в
этом действии, нужно быть перво-
классным талантом и затем глубоко
изучить по Гете всю эту гениальную
сцену в темнице. Изучения у Вас
не было и в помине. Но то чувство
меры, о котором упомянул Ларош,
которое Вас никогда не покидает
и которое придавало Вашему ис-
79
История Петербурга. № 5 (45)/2008
предыдущая страница 78 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №45 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст