П.
етербуржцы и петербурженки
за прениями слушательниц; видно
было, что и та, которая читала, и та,
которая возражала, прочли все, что
нужно прочесть и много поработали
мыслью»6. Постепенно авторитет
молодого преподавателя рос, и уже
в 1889 году он был приглашен на
курсы для преподавания «на новых
основаниях»7. В преподавательской
деятельности С. Ф. Платонова за-
метно проявлялись важные качества
лектора - умение «воодушевлять
и вести за собой аудиторию» на
ряду с «литературной манерой из-
ложения».
После ухода основателя курсов
С. Ф. Платонову было не безразлич-
но, кто займет директорское кресло.
10 июля 1889 года В. Г. Дружинин
писал ему о ставших известными
сведениях о назначении директором
курсов В. П. Кулина (был директо-
ром в 1889-1894 гг.), который слу-
жил «в Западном крае и последнее
время бывшего в Петербурге не у
дел». Давая ему характеристику,
B. Г. Дружинин подчеркивал его
«главное достоинство - благоче-
стие». «Директрисой» же должна
была стать госпожа Миллер. «Неиз-
вестно, согласятся ли названные лично-
сти принять эти должности?»8 - заклю-
чал свои размышления близкий друг
C. Ф. Платонова. С новым директо-
ром у С. Ф. Платонова сложились
хорошие, деловые отношения,
ярким свидетельством чего служит
обширная их переписка по делам
курсов.
В. П. Кулин, сам педагог по
профессии, активно принялся за
организацию учебного процесса на
курсах: он просматривал материалы,
в частности, знакомился с програм-
мами по русской истории, просил
С. Ф. Платонова доставить ему
список книг и пособий, какие могли
быть полезными слушательницам.
В следующем (1890) году, получив
новые программы, составленные
С. Ф. Платоновым для II курса,
директор согласился сохранить для
I курса прежние. Посетив лекции
С.
Ф. Платонова, В. П. Кулин назвал
их «превосходными», говорил, что
«слушательницы увлечены ими и
заохочены к историческим заняти-
ям.
..», поддержал предложение пре-
подавателя об организации «посеще-
ний слушательницами Эрмитажа и
музеев Археологической комиссии»,
находил эту мысль «прекрасной» и
выражал пожелание ее осуществить.
16
апреля 1890 года первая группа
в количестве 25 слушательниц по-
сетила Эрмитаж9. С. Ф. Платонов
был одним из организаторов и руко-
водителей экскурсии слушательниц
в Новгород в 1895-1896 учебном
году, он хлопотал, в частности, о
пароходе. Заметим, что это была
первая его поездка в древний город.
Так, постепенно С. Ф. Платонов на-
ходил новые методы организации
учебно-воспитательного процесса.
Экскурсии же стали регулярными
и в женском Педагогическом ин-
ституте, директором которого его
назначили.
В 1892 году С. Ф. Платонов был
оставлен на летнее время исполнять
обязанности директора, время самое
ответственное - организация прие-
ма слушательниц (эта практика про-
должилась и в последующие годы).
На приемный период он получил 4
июня 1892 года ряд рекомендаций
директора, в частности: «1. желаю-
щим поступать в число вольнос-
лушательниц из провинциальных
городов препровождать документы
обратно, отказывая в приеме на
курсы по недостатку вакансий;
2. проживающим в Петербурге у
родителей или у родственников или
состоящих в каком-либо учебном
заведении при должности.
.. по-
ложительных обещаний не давать;
3. лицам, не обозначившим в своих
прошениях, у кого они будут жить
в Петер[бурге], напомнить в от-
ветных уведомлениях жить не у
родственников <.
..> не разрешается;
4. желающим поступить в обще-
житие <.
..> объяснять необходи-
мость проживания в нем не меньше
года во исполнении убытков для
курсов.
..»10. В. П. Кулин, находясь
в отпуске, постоянно просил при-
сылать необходимые документы,
касавшиеся деятельности курсов.
10 июня он затребовал сведения о
количестве поданных прошений, в
том числе в интернат и на физико-
математическое отделение, 16
июля - проект устава ВЖ(Б)К,
24 июня дал новые указания при-
нимать в интернат только до 31
слушательницы, а свыше этой цифры
«оставить» до его возвращения, «не
окончивших курса в 8 классной гим-
назии <.
..> не принимать»11.
Вникая в учебный процесс,
В. П. Кулин просил и С. Ф. Плато-
нова 16 ноября 1892 года направить
ему список слушательниц, которые
готовили рефераты по русской исто-
рии в минувшем учебном году, темы
и «общий отзыв об этих работах».
19
декабря того же года С. Ф. Пла-
тонов приглашался на заседание
комиссии курсов для рассмотрения
важных вопросов, в том числе «об
учреждении должности деканов по
двум отделениям курсов» и «о ком-
петенции факультетских собраний
и педагогического совета».
2
июня 1893 года С. Ф. Плато-
нов вновь принял на себя обязан-
ности директора. В. П. Кулин, при-
глашая С. Ф. Платонова на беседу,
писал 30 мая: «Тогда переговорим
и обо всем, что нужно и я сдам Вам
должность». И в 1894 году министр
народного просвещения дал согласие
на назначение С. Ф. Платонова «ис-
правляющим обязанности директора
Санкт-Петербургских Высших жен-
ских курсов»12 на время отсутствия
директора. Так постепенно важней-
шие вопросы курсов стал решать
С. Ф. Платонов, а 14 августа того
же года уже престарелый и больной
B. П. Кулин (родился в 1822 году), как
бы извиняясь, писал С. Ф. Платонову:
«мне очень жаль, что я обременил Вас
трудами на курсах тогда, как и своих
дел у Вас немало, извините меня, но
чашу испейте до конца». Директор
убедительно просил «в конце августа
собрать педсовет для составления
расписания экзаменов и лекций,
надо назначить день и для открытия
занятий, полагаю - 6 сентября».
И в этом же письме сообщалась
C. Ф. Платонову - первому - «ма-
ленькая новость», что 13 августа
он направил министру прошение
об отставке. «Занимать такой от-
ветственный пост больному чело-
веку нельзя. Жаль и больно мне
оставлять курсы, но благоразумие
велит сойти со сцены», - так за-
канчивалось письмо.
Отставка В. П. Кулина способ-
ствовала тому, что С. Ф. Платонов
возглавил их уже на длительный
срок. Об этом сообщал А. Е. Пресня-
ков матери 15 сентября 1894 года:
«он (С. Ф. Платонов. -
В.М.)
теперь
управляет курсами»13. В отчете о
состоянии курсов в 1899-1900 учеб-
ном году, отдавая должное уже по-
койному директору, отмечалось, что
В. П. Кулин «принадлежал к числу
выдающихся русских педагогов»,
«горячо преданный делу просвеще-
ния», «имя его занимает почетное
место в летописи курсов»14.
1 5
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 14 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст