П.
етербуржцы и петербурженки
Так, в 1898 году С. Ф. Платонов,
находясь в отпуске, интересовался
у С. А. Щеголева судьбой Ис-
томиной и Кувыкиной, племянницы
Е. Е. Замысловского, а в 1896 году
получил письмо от А. Я. Полонско-
го - он писал о своей родственнице,
которой отказано в приеме в число
слушательниц, так как она «была
без медали»25. Приходили письма,
в которых обращались за советом
или помощью. Примером этого
служит письмо В. Е. Поповой -
преподавательницы Смоленской
женской гимназии. Она писала,
что желает поступить на физико-
математическое отделение, после
чего подать в отставку. Просила от-
ветить о возможности осуществить
свою мечту. На письме С. Ф. Пла-
тонов пометил - «ответ 17.06.92
возможно представить заверенные
копии, но без них невозможно»26.
Значительный интерес пред-
ставляет документ, который рас-
сказывает о беспорядках на курсах
в феврале 1899 года. Комиссия,
созданная для расследования об-
стоятельств, проводила анкету сре-
ди преподавателей курсов. Ответы
С.
Ф. Платонова довольно подроб-
ны и объемны. Отвечая на вопросы
анкеты 27-29 марта, он писал, что
читает на курсах русскую историю
в объеме 4 часов лекций и 1 часа
семинарских занятий по четвергам
и субботам. Лекции его посещают
«охотно», «бывает не менее поло-
вины» общего числа слушательниц,
«иногда и больше». Беспорядки
продолжались с 8 по 14 февраля.
Методы протеста слушательниц
заключались в срыве лекций путем
«насильственных способов» или
«недопущения» занятий. Среда
17-го и утро четверга 18-го числа
были, в оценке С. Ф. Платонова,
«временем наибольшего напряже-
ния открытой «обструкции», в пят-
ницу 19-го занятия были отменены
руководством курсов, а 21 слуша-
тельница, как главные зачинщицы
беспорядков, были отчислены. В
ответ на этот шаг оппозиция из
числа слушательниц изменила так-
тику и потребовала восстановления
отчисленных, в противном случае
угрожала подать об отчислении с
курсов всего «большинства 566».
Об организованности требований
говорит установленный срок вы-
полнения требования - 6 марта, до
того дня «большинство не посещало
лекций, даже не являлось на курсы».
Надо отметить, что все уволенные
были восстановлены и руковод-
ством курсов и распоряжением
МНП от 6 марта. С. Ф. Платонов,
подписывая распоряжение о вос-
становлении учебных занятий, по
его словам, «не ожидал, что ответ
начальства последует так скоро».
Причина беспорядков, названных
в анкете «движением», по мнению
С. Ф. Платонова, «заключалась в
том, чтобы поддержать общее дви-
жение студенчества, ставшего на за-
щиту неотъемлемых прав личности,
которые были грубо нарушены, по
мнению молодежи, уличною рас-
правою 8 февраля». В то же время он
подчеркнул, что движение на курсах
«не имело политической подклад-
ки», а недовольство основной массы
слушательниц было направлено
«исключительно против грубости
и самоуправства низших органов
подчиненного управления и не име-
ла понятия о каких бы то ни было
нелегальных студенческих органи-
зациях, с их тайною деятельностью
и тенденциями». Беспорядки яви-
лись следствием «отсутствия вос-
питанности у значительной части
молодежи», так как и в гимназиях,
и в семьях она «далеко не всегда
получает культурную выправку»,
- был убежден С. Ф. Платонов. Он
также был поражен, что значитель-
ная часть молодежи не знакома с
«первыми правилами вежливости»,
ее «распущенностью до наглости».
Это проявилось в «насильственных
и грубых выходках» вроде «взлома
замков в актовый зал», «мелких
оскорбительных поступках против
лиц ученой администрации и даже
профессорской среды». Совершенно
справедливо С. Ф. Платонов высту-
пил сторонником не репрессивных
мер в отношении слушательниц, а
пересмотра «вопроса об организа-
ции студенчества», в том числе и
«допущении научно-литературных
и иных образовательных групп,
курсовых, факультетских или, мо-
жет быть, земляческих», так как,
по его мнению, «лучше иметь дело
с легальными группами молодежи,
нежели с ее тайными нелегальными
организациями», наряду с «долж-
ным педагогическим и администра-
тивным надзором за студенческой
жизнью». С. Ф. Платонов предла-
гает обсудить вопрос: «насколько
положение воспитательного и учеб-
ного дела в гимназиях и универ-
ситетах» «отвечает потребностям
государства»27.
Как правило, годичные отчеты о
курсах публиковались в «ЖМНП»,
что свидетельствовало о большом
авторитете учебного заведения в
обществе и ведомстве. Например,
в отчете за 1899-1900 учебный
год отмечалось, что ВЖК были
«единственным в России высшим
женским учебным заведением с
общеуниверситетским характером
и методом преподавания», где обу-
чалось 893 слушательницы. Прак-
тические занятия в учебном году
по русской истории у профессора
С. Ф. Платонова «шли обычным,
издавна существующим порядком».
Слушательницы 2-4-х курсов выби-
рали по указанию или с одобрения
преподавателя темы для изучения и
составляли кружки для совместной
работы. Готовились рефераты, ко-
торые зачитывались в присутствии
преподавателей, референту зада-
вались вопросы или возражали. В
отчетном году изучались две темы:
1. Административные и финансо-
вые реформы Петра Великого и
2. Условия возникновения церков-
ного раскола при патриархе Никоне
и последующих патриархах. На се-
минарах были разобраны 4 рефера-
та, оцененные как «весьма удачные,
в том смысле, что представляли
собою попытки самостоятельного
учено-критического труда»28. В от-
чете за 1901-1902 учебной год от-
мечалось, что курс русской истории
читал доктор С. Ф. Платонов, он же
вел и практические занятия: в одной
группе тема была выбрана «История
русского служилого класса “шля-
хетства” в XVIII веке», а в другой
«История реформ Ивана Грозно-
го»29. Как видим, темы семинарских
занятий были разнообразными, ру-
ководитель старался вырабатывать
у слушательниц интерес к русской
истории, учил работать с источника-
ми и научной литературой.
Административная работа
С. Ф. Платонова на курсах про-
должалась до конца 1899-1900 учеб-
ного года, когда он ходатайствовал
об освобождении его от должно-
сти руководителя учебной частью
историко-филологического отде-
ления. Директор курсов в письме
на официальном бланке сообщал
С.
Ф. Платонову 2 июня 1900 года,
что попечитель учебного округа
1 7
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 16 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст