П
.
етербуржцы и петербурженки
1 8
С. Ф. Платонов
сообщил ему о решении управляю-
щего МНП от 22 мая за № 13546 об
освобождении его от должности и
выразил благодарность «за пяти-
летнее безвозмездное прохождение
должности руководителя»30 с остав-
лением в должности профессора
курсов.
В отчете за 1899-1900 учебный
год в разделе «Личный состав» отме-
чалось, что «освобожден от обязан-
ностей руководителей учебною ча-
стью по историко-филологическому
отделению - профессор С. Ф. Пла-
тонов.
..»31. Его сменил на этом посту
И. А. Шляпкин.
Связи с курсами в последующие
годы С. Ф. Платонов поддерживал.
Так, 22 марта 1905 года он через
директора ВЖК приглашался ми-
нистром народного просвещения
на квартиру к 9 час. вечера «на
совещание по курсовым делам»32.
С. Ф. Платонов был назван среди
двух профессоров, который оставил
по себе «особую память» своими
лекциями, оцененными бывшей
слушательницей курсов Е. И. Тиме,
как «своеобразное событие для
всех курсов». Она же дала харак-
теристику манеры чтения лекций
уже ставшего зрелым лектором
С. Ф. Платонова, отмечая, что он, «не
прибегая к записям, строил свое пове-
ствование о прошлом нашей родины
на точной передаче текста летописей,
грамот, указов и других документов».
Лекции проходили в «напряженном
молчании» слушательниц, от которых
они «получали обширные знания о
прошлом страны, здесь учились <.
..>
понимать, что недостаточно знать со-
бытие - надо осознать причины, его
порождающие.»33.
На курсах работали как из-
вестные профессора В. Г. Рож-
дественский, А. И. Введенский,
И. Н. Жданов, О. Д. Батюшков,
Н. И. Кареев, так и перспективные
приват-доценты и магистранты
И. А. Шляпкин, О. А. Браун,
С. М. Середонин, И. М. Гревс,
Г. В. Форстен и другие. С. Ф. Пла-
тонов писал П. Н. Милюкову, что
может «подыскать работу для него в
Петербурге»34, в том числе и на ВЖК
с жалованьем в 400 руб. В последнее
десятилетие существования курсов
там преподавали и талантливые
ученики С. Ф. Платонова, среди них
выделялся А. И. Заозерский, являв-
шийся студентом IV курса, но имев-
ший уже десятилетний опыт работы
в средней школе. Слушательница
курсов С. Ф. Айнберг-Загряцкова,
вспоминая о практических за-
нятиях, которые были поручены
А. И. Заозерскому, характеризова-
ла его как «выдающегося учени-
ка известного русского историка
С. Ф. Платонова», называла «зре-
лым ученым». В 1910-1911 учебном
году А. И. Заозерский выбрал для
семинара тему: «Происхождение
крепостного права» и разработал
соответствующий план, на что
С. Ф. Платонов заметил: «Чтобы
осуществить этот план, надо хо-
рошо организовать семинарий».
Надо полагать, знания, опыт и
вера в своих слушательниц вооду-
шевляли молодого исследователя.
С. Ф. Платонов, будучи профессором
курсов, оказывал поддержку своему
коллеге в оставлении на кафедре
перспективных слушательниц, ко-
торые составили «маленький семи-
нарий» или «маленький кружок»,
- писала в своих воспоминаниях
выпускница курсов С. Ф. Айнберг-
Загряцкова35. На курсах читал еще
один талантливый ученик С. Ф. Пла-
тонова, к сожалению, рано умерший,
Н. П. Павлов-Сильванский, лекции
которого обсуждались в «жарких
спорах»36. Отметим, что своих пер-
спективных учеников рекомендовал
на курсы авторитетный учитель,
уверенный в успехе дела.
На ВЖК было организовано
Общество вспомоществования слу-
шательницам, непременным членом
правления которого в ноябре 1897
года министром по представлению
директора курсов был назначен
С. Ф. Платонов, о чем и извещали
его 25 ноября37. В 1902 году обще-
ство пригласило в члены самого
почитаемого русского историка
В. О. Ключевского, на что он дал
отрицательный ответ38. Важно за-
метить, что было организовано и
Общество бывших слушательниц
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 17 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст