П
ригороды
М . А. Логунцов
4 4
Я живу в Белоострове с 1957
года и никогда не слышал о вокза-
ле - «гранитной глыбе». Но однаж-
ды мне на глаза попалась книга
Е. А. Балашова «Карельский пере-
шеек. Часть I» (СПб., 2003), в кото-
рой была фотография грандиозного
каменного вокзала, якобы построен-
ного в Белоострове в 1934 году.
Пытаясь прояснить ситуацию,
я обратился к старожилам Се-
строрецка. Но те сказали, что это
ошибка: мол, каменного вокзала
в Белоострове никогда не было.
Как же не было, когда этот вокзал
упомянут в старой ленинградской
газете и изображен на снимке? Тогда
я позвонил в Центральный железно-
дорожный музей на Садовой улице
и получил ответ, что маленькими
вокзалами они не занимаются. В
научном отделе ГИОПа об этом вок-
зале тоже ничего не знали. Мистика
какая-то.
..
А вот какое здание было здесь
до всех этих событий.
Знакомые предложили мне
просмотреть архитектурные жур-
налы того времени, так как проекты
значительных зданий проходили
конкурс, который непременно дол-
жен быть отображен в специальной
прессе. Добросовестно потратив
три дня на эти журналы, узнал
много интересного, но о вокзале в
Белоострове - ни слова.
Рассуждаю так: если в Белоо-
строве был построен такой огром-
ный вокзал, то должна остаться хотя
бы часть фундамента. Но и этого при
всем старании обнаружить не смог.
И тут мне повезло: я встретился с
местным жителем Львом Василье-
вичем Чернышевым.
Здесь стоит сделать отступле-
ние. Дело в том, что после Великой
Отечественной войны многие жители
в Белоостров не вернулись. Поэтому
свидетелей тех событий практически
не осталось. Л. В. Чернышев - одно
из редких исключений.
Он подтвердил, что такой вок-
зал в Белоострове был, и даже по-
казал мне его фундамент с большим
подвалом.
Рассказывает Лев Васильевич
Чернышев:
«В 1934 году в Белоострове
взамен старого деревянного желез-
нодорожного вокзала был постро-
ен новый каменный. Вокзал был
очень красивый, двухэтажный, с
мраморной облицовкой. На первом
этаже находились билетные кассы,
Пол и подвал вокзала
буфет и киоски с мороженым, га-
зированной водой и газетами, на
втором - ресторан.
По рассказам нашей матери,
на открытие вокзала должен был
приехать С. М. Киров. Вокзал и при-
легающие постройки были разукра-
шены красными флагами, все было
подготовлено к встрече.»
Открытие нового вокзала было
назначено на 3 декабря 1934 года.
Но 2 декабря во всех газетах Со-
ветского Союза появилось:
«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ
СООБЩЕНИЕ
МОСКВА, 1 - XII (ТАСС). 1-го
декабря в 16 час. 30 мин. В городе
Ленинграде в здании Ленинградско-
го совета (бывший Смольный) от
руки убийцы, подосланного врагами
рабочего класса, погиб секретарь
Центрального и Ленинградского ко-
митетов ВКП (большевиков) и член
президиума ЦИК СССР товарищ
СЕРГЕЙ МИРОНОВИЧ КИРОВ.
Стрелявший задержан. Личность
его выясняется».
(Перепечатка из газеты
«Сталинец» от 02.12.1934 г.)
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 43 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст