П
ригороды
Здание вокзала
лучили кольцевую дорогу к местам
отдыха.
На смену маленьким ветхим
домишкам железнодорожников
выстроены семь просторных домов.
Введено здание красного уголка с
зрительным залом на 250 чел., с зву-
ковой киноустановкой, с комнатами
для работы кружков, для игр, отды-
ха, струнного оркестра. Территория
станции украсилась газонами».
Характерно идеологическое
обоснование грандиозности по-
стройки. Не надо забывать, что
в период принятия решения о
строительстве такого огромного
и дорогого вокзала в СССР был
голод. Передо мной встал вопрос:
почему же никто не знает о суще-
ствовавшем еще совсем недавно
огромном каменном вокзале Бе-
лоострова?
Косвенный ответ содержался в
книге «Архитектура железнодорож-
ных вокзалов» (Явейн И. Г. М., 1938.
С. 271-272):
«В наших условиях жела-
тельно, чтобы вокзал не только
представлял собой архитектурно-
техническое сооружение, но и
показывал проезжающим рост,
развитие и особенности района,
рассказывал о крупнейших исто-
рических и революционных со-
бытиях, происшедших в данной
местности, и о том, как создавались
дорога, завод или город.
Для этой цели следует исполь-
зовать скульптуру, барельефы, мо-
заики, фрески и живопись.
Хороший почин в этом отноше-
нии сделан на новом пограничном
вокзале в Белоострове (граница
СССР и Финляндии), построен-
ном по инициативе С. М. Кирова.
Когда поезд подходит к вокзалу со
стороны Финляндии, то первое, что
бросается в глаза, - это высеченный
в камне большой герб СССР, кото-
рым увенчан угол здания. Кроме
того, главный вход и фриз вокзала
обработаны барельефами, рисую-
щими жизнь и развитие СССР и его
промышленности».
Н. Томский*, позднее академик
архитектуры, являлся автором
многочисленных скульптур и ре-
льефов.
Собирая информацию, я пришел
к выводу, что история советского Бе-
лоострова вообще известна мало.
После образования независимой
Финляндии в 1918 г. здесь прошла
государственная граница с ее
широкой пограничной полосой: она
шла по реке Сестре, находившейся
на 32-м км Финляндской жел.
дороги (или на удалении около
20 км от городской черты).
В конце 1920-х годов вдоль всей
границы началось строительство
особо секретных фортификационных
сооружений Карельского укреп-
района, протянувшихся от берега
Финского залива до Ладоги.
Район Белоострова был наиболее
опасным участком для возможного
вторжения со стороны Финляндии.
Здесь находились: железная дорога
Ленинград-Хельсинки, Приморское
и Выборгское шоссе. Именно в этом
месте сооружались наиболее мощные
доты Карельского укрепрайона.
4 6
* Томский Николай Васильевич (1900-1984), российский скульптор, нар. худ. СССР (1960), действительный член АХ СССР
(1949, президент 1968-1983), Герой Социалистического Труда (1970).
Томский создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С. М. Кирову в Ленинграде в 1938 г.), Ленину, многочис-
ленные портреты героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного
Знамени и медалями. (БСЭ. Т. 26. М., 1977. С. 66).
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 45 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст