П
ригороды
48
Сталинец. 10.12.1934 г
Рассказывает Галина Констан-
тиновна Кельвиняйнен, жительница
Белоострова:
«Приблизительно 20 августа
1941 года наша учительница Хай-
на Суламифь Цезаревна обошла
учеников старших классов и пред-
ложила прийти на следующее утро
к вокзалу. Когда мы собрались, нам
сказали, что мы должны помочь
замаскировать крышу вокзала зе-
леными елками, чтобы враги не
догадались, где он находится.
Мужчины-железнодорожники
рубили елки высотой около 3 ме-
тров вдоль железной дороги, в 500
метрах от вокзала, в направлении
станции Дибуны, а мы подтаскивали
и грузили их в открытые железнодо-
рожные платформы. Потом паровоз
подвез их к вокзалу, и с помощью
веревок мужчины поднимали елки
на крышу».
Это было явно ошибочное ре-
шение, т. к. елки на крыше вокзала
быстро высохли, и от первой же
искры во время обстрела это гранди-
озное здание, «свидетельствующее
о мощи и незыблемости молодого
государства», превратилось в огром-
ный факел.
В начале сентября 1941 года
Белоостров находился в центре оже-
сточенных боев между финскими и
советскими войсками. Четыре раза
пристанционный поселок перехо-
дил из рук в руки.
С 13 по 20 сентября 1941 года
поселок был подвергнут артил-
лерийским обстрелам со стороны
кронштадтских фортов «Обручев»
и «Первомайский», а также с орудий
линкора «Октябрьская революция»
(калибр 305 мм) и крейсера «Киров»
(калибр 180 мм).
Военный корреспондент Павел
Лукницкий 20 сентября 1941 года
стал свидетелем самой мощной ата-
ки советских частей на Белоостров,
занятый финнами:
«...Танки с исходного положе-
ния вышли в 6 ч. 17 мин. (к Бе-
лоострову), двигаясь кильватерной
колонной.
Впереди были шесть КВ, восемь
Т-34, за ними двадцать легких Т-26
<...>
Наши части, ворвавшись в Бе-
лоостров, вели бой на улицах <.
..>
В полном одиночестве, хлюпая по
лужам, я добрался до разрушенно-
го, прогорелого Белоостровского
вокзала».
14
июля 1944 года, после осво-
бождения Белоострова от финских
войск, Павел Лукницкий писал:
«Несуществующий Белоостров:
из руин его домов и фундаментов
давно сделаны дзоты, доты, блинда-
жи <.
..> Только от вокзала остались
куски, по которым можно предста-
вить себе прежние формы здания».
Рассказывает Лев Васильевич
Чернышев:
«Когда мы вернулись из эва-
куации, Белоостров было не узнать.
Все было разрушено. Кругом зияли
воронки от снарядов. Наш красивый
вокзал был взорван. Он лежал в кот-
ловане, перевернутый вместе с фунда-
ментом и расколотый пополам».
После войны 1941-1945 годов
огромное число зданий лежало в
руинах, и вокзал восстанавливать
не стали, тем более что граница с
Финляндией была отодвинута за
Выборг. Станция Белоостров стала
одной из рядовых промежуточных
остановок пригородных поездов.
В 1945 году на рельсы поста-
вили железнодорожный вагон, где
стали продавать билеты на приго-
родные поезда, а впоследствии для
этой же цели соорудили маленькое
деревянное здание. В середине
50-х был построен кирпичный ти-
повой вокзал, который существует
и поныне.
Вот так распорядилась судьба.
Еще совсем недавно в 32 км от
Ленинграда в Белоострове был
построен никому не известный
грандиозный красавец-вокзал,
которому суждено было прожить
очень недолгую жизнь. Он появился
на свет 1 декабря 1934 года, в день
убийства своего «духовного отца»
С. М. Кирова, и погиб, когда ему
не исполнилось полных семи лет в
сентябре 1941 года.
Но на этом история вокзала не
закончилась.
Рассказывает житель Белоо-
строва Антонина Георгиевна:
«В 1956 году двое братьев К.,
проживавшие рядом со станцией
Белоостров на улице Биржевая,
решили совершить кражу из продо-
вольственного магазина железной
дороги «ОРС» (ныне не существу-
ет), построенного рядом с фунда-
ментом бывшего вокзала. В течение
многих дней они методично вели
подкоп со стороны его подвала. Про-
копав ход, длиной около 15 метров и
взломав деревянный пол в магазине,
они похитили различные продукты,
но вскоре были задержаны сотруд-
никами милиции, сознались в со-
деянном, и в дальнейшем предстали
перед судом».
Вокзал Белоострова.
2004 г.
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 47 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст