М
ногонациональный Петербург
50
Д. Ламберт. Дикие цветы Галлиполи
В том же году молодой художник
выиграл первый приз на конкурсе,
который давал возможность по-
лучить стипендию на обучение
в Европе. За два дня до отъезда,
4 сентября 1900 года, Ламберт же-
нился на Эмми Эбсел, и молодая
чета, полная надежд, отправилась в
путешествие.
По приезде в Лондон Ламберт
с женой снимают студию, однако
спустя всего пару месяцев моло-
дые решают отправиться в Париж.
Здесь Ламберт поступает в школу
Коларосси, а затем работает в ателье
Делаклюз. Его картина «Гитарист»
была выставлена в парижском
Société Nationale des Beaux Arts
(Национальное общество изящных
искусств). В 1901 году он возвраща-
ется в Лондон и с большим успехом
выставляется в Королевской ака-
демии. В июне 1901 года у Эмми и
Джорджа Ламбертов родился сын
Морис.
До начала Первой мировой
войны Ламберт живет в Лондоне,
изучает старинную и современную
живопись. Современники отмечают
особое влияние на стиль худож-
ника манеры Веласкеса и Мане.
Ламберт становится признанным
портретистом, рисует жанровые
картины, одна из которых, «Сонет»,
получает серебряную медаль на
Международной выставке искусств
в Барселоне.
Когда началась война, Ламберт
хотел вступить в ряды Австралий-
ских имперских сил, однако для
этого требовалось пересечь океан
и завербоваться в Австралии,
гражданином которой он являлся.
Тем не менее в 1917 году Ламберт
был назначен в художественную
комиссию Канадского фонда во-
енных мемориалов. Это стало
началом его работы в качестве во-
енного художника. Канадское пра-
вительство предложило Ламберту
написать масштабное полотно,
посвященное подвигам канадских
солдат на Западном фронте, но
художник хотел большего, нежели
студийная работа. В конце того же
года Ламберт, наконец, смог по-
лучить назначение в места боевых
действий. После обстоятельной
беседы с одним из австралийских
военных авторитетов, осущест-
влявших в Лондоне совместное
руководство силами Британской
империи, Ламберт был направлен
в Палестину в качестве официаль-
ного военного художника. Уже во
время поездки, которая проходила
по местам сражений во Франции,
Ламберт из окна поезда делал за-
рисовки полей сражений, готовясь
к основной работе.
Он прибыл в Египет в январе
1918 года, откуда написал жене
в Лондон: «Я просто невероятно
счастлив. Я уже написал три работы,
куда ни гляну - везде прекрасные
картины, мужественные люди и
наши статные и гордые австра-
лийские кони». Через месяц, 12
февраля, он сообщил, что отправил
23 рисунка и 11 картин в Австралия
Хауз. За год Ламберт проделал путь
до Дамаска в составе Австралийской
бригады легкой кавалерии. Там он
написал большое количество пор-
третов офицеров и рядовых кава-
леристов, а также создал несколько
пейзажных работ.
Его репутация как настоящего
летописца подвигов австралийцев
была чрезвычайно высокой, поэто-
му, когда после войны встал вопрос
о поездке в Галлиполи, чтобы по
свежим следам восстановить боевой
путь знаменитого Австралийско-
новозеландского корпуса, выбор
был предрешен. На места кровавых
боев, вместе с Британской комис-
сией по военным захоронениям,
приехал Джордж Ламберт, пред-
ставитель Австралийской истори-
ческой миссии.
Уже в первый день по приезде,
15 февраля 1919 года, Ламберт в
сопровождении знаменитого жур-
налиста, а позже военного историка
Анзак Чарльза Бина посетил место
высадки первого десанта в Анзак
Коув - бухте на западном берегу
Галлиполийского полуострова. Бин
провел художника по берегу, пока-
зал траншеи и укрепления, вырытые
диггерами и их турецкими против-
никами. В один из последующих
дней участник событий, рядовой
Гедли Хоу, провел членов миссии
по маршруту своего 11-го батальона,
сопровождая экскурсию обстоятель-
ным рассказом о высадке 25 апреля
1915 года. Ламберт посетил также
плато Плюгге, пробираясь по скалам
по следу австралийских диггеров.
Около двадцати дней Ламберт про-
вел в Анзак Коув, делая эскизы, на-
броски и рисунки с натуры. 5 марта
художник направился к бухте Сув-
ла, где состоялась вторая попытка
захвата Галлиполи в августе 1915
года. Вместе с художником Лам-
бертом в составе миссии находился
фотограф Хуберт Уилкинс, который
сделал множество ландшафтных
фотографий мест сражений, линий
коммуникаций, захоронений бри-
танских и турецких солдат.
В последующие годы Ламберт
создал ряд высокохудожественных
произведений на основе рисунков,
сделанных в Галлиполи. В первую
очередь, это масштабное полотно
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 49 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст