М
ногонациональный Петербург
«Анзак, высадка, 1915 год». Это са-
мая крупная живописная работа из
всех созданных Ламбертом - ее раз-
мер три с половиной на без малого
два метра. На ней показаны усилия
солдат, пробирающихся после вы-
садки по крутым склонам Галлипо-
лийских прибрежных холмов, чтобы
закрепиться на этой негостеприим-
ной земле. Большой резонанс по-
лучила картина «Погибший диггер
и деталь турецкой траншеи», траги-
ческое полотно, на котором смерть
человека дополняется «открытой
раной ландшафта».
Ламберт посетил полуостров
в конце зимы, когда природа еще
только начала просыпаться, однако
он сумел отыскать и зарисовать
несколько натюрмортов с местной
флорой. Так, широкую известность
получил натюрморт «Цветы Галли-
поли», мрачная по тону картина, на
которой букет ранних цветов имеет
поистине мемориальный вид. Эти
цветы Ламберт собрал во время про-
гулки 27 февраля, а 1 марта он писал
жене: «я закончил рисунок с цвета-
ми.
.. Цветы я поставил в жестянку
из-под печенья и расположил на
фоне покрывала кровати. Кажется,
вышла стоящая работа». В форте
Чанак он написал пострадавшую
от обстрела британских кораблей
мечеть Фатиха - памятник XV века,
построенный султаном Мехметом II
Завоевателем в 1461-1462 годах. 1
2
Сегодня мечеть отреставрирована,
а ее минарет практически возведен
заново.
Всего художник сделал в Гал-
липоли более сотни набросков,
рисунков, портретов, пейзажей,
натюрмортов. А общее число работ
и этюдов, созданных для Австра-
лийской исторической миссии, со-
ставляет 500. Большинство работ
хранится в Австралийском военном
мемориале в Мельбурне. Картина
«Анзак, высадка, 1915 год» выстав-
лена в главной экспозиции музея
с первого дня его открытия в 1922
году. Она была написана вчерне в
Лондоне, куда художник вернулся
в августе 1919 года, в течение 1920
года, после чего была привезена в
Австралию, где Ламберт завершил
ее написание. Еще одна знамени-
тая работа Ламберта - «Атака 3-й
бригады легкой кавалерии в Нек,
август 1915 года». После посещения
места атаки, художник написал в
письме жене: «Этим утром я вы-
шел за двадцать минут до рассвета,
чтобы увидеть световой эффект, со-
провождавший атаку в Нек. Очень
холодно, ветрено и одиноко. Самое
гнетущее впечатление производят
молчаливые холмы и долины, не-
движные и безжизненные, и только
пробивающийся кое-где буш скры-
вает раны, оставленные войной».
Картина имела громкий успех,
вошла в постоянную экспозицию
Д. Ламберт. Анзак. Высадка
музея и часто репродуцируется до
сих пор. За свои заслуги Ламберт,
единственный из военных художни-
ков Британской империи, был удо-
стоен звания почетный капитан.
В Лондоне Ламберт также на-
писал несколько полотен, посвя-
щенных Палестинской кампании,
он получал заказы от англичан, а
один меценат хотел предоставить
ему в качестве студии свое заго-
родное поместье. Однако Ламберт
стремился в Австралию. Он отплыл
из Лондона в начале 1921 года, увозя
с собой плоды своих трудов. В Сид-
нее сразу же была организована его
персональная выставка, Общество
живописцев в Сиднее пригласило
его стать своим членом. Спустя
год Ламберт был избран членом
Королевской академии. Художник,
рожденный в Санкт-Петербурге,
стал символом того, что трагические
события 1915-1918 годов, которые
унесли жизни тысяч австралийцев,
не будут забыты.
Нет сведений о том, чтобы
Ламберт вспоминал свою родину,
на земле которой умер его отец, или
интересовался ею. В России настал
после войны период тяжелых ис-
пытаний. Джордж Ламберт до конца
своих лет (он умер в 1930 году) был
востребованным художником. Не-
которые его работы произвели на
современников впечатление даже
более сильное, чем его военные
картины. Он был популярным
портретистом, заказов у которого
искали самые выдающиеся люди
континента. В 1920-х годах Ламберт
создал ряд автопортретов, на кото-
рых мы видим высокого, сухопарого
мужчину с ироничным взглядом
и склонностью к изяществу и си-
баритству. Именно этот человек
первым художественно показал
австралийцам их солдат-героев,
сложивших головы на негостепри-
имных галлиполийских пляжах и
холмах, став, вместе с писателями
Эспиналь-Огландером и Чарльзом
Бином и журналистом Мердоком,
одним из творцов легенды по имени
Анзак.
1
Denton K. Gallipoli: One Long Grave. Sydney, 1986; George W Lambert Retrospective: Heroes & Icons, by Anne Gray, National Gallery
of Australia, 2007; материалы с сайтов www.awm.com,www.abc.net.au.
2
Манчестер У. Оружие Круппа. История династии пушечных королей. М., 1971. С. 63.
5 1
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 50 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст