М
ногонациональный Петербург
Чуваши в Петербурге:
истоки
А.
К. Салмин
52
«Смотреть и беречь накрепко,
чтоб татар и чувашу и черемису и
вотяков русские люди и толмачи и
приставы, также из них их братья
татаровя и черемиса ябедники мо-
лодчих людей татар же и чувашу,
и черемису, и вотяков не обидели
напрасно и продажи и убытков не
чинили, да и самим им окольничему
и воеводам, князю Петру Лукичу с
товарищи, им напрасных никаких
налогов и жестокостей не чинити,
держать к ним ласка и привет и Го-
сударскою милостью обнадеживать;
а от которых между ими бывает
всякое дурно и в людях смута, и
тех унимать, чтоб одноконечно
никому ни от кого обид и нападков
и убытков и разоренья не было».
Приведенная цитата выписана из
наказа Петра I от 31 марта 1697 года
воеводам и князьям Казанской про-
винции «Об управлении казенными
и земскими делами»1. В нем четко
сформулированы методы и способы
управления народом. Содержание
наказа в целом проникнуто отече-
ской заботой не только о России,
но и людях, в ней живущих. Осо-
бенную чуткость проявлял царь к
инородцам. Его наказы своим став-
ленникам чрезвычайно актуальны и
для сегодняшнего дня. Кстати, связи
Петра I с чувашами начались и не с
1703 года, и не с 1697-го, они уходят
в более глубокую давность. Так,
боярыня Мария Шестова - бабушка
М. Ф. Романова (1596-1645) в 1601
году по указу интригана Бориса
Годунова была сослана пожизненно
в Чебоксары. Там в Николаевском
женском монастыре ее постригли. В
той обители в 1631 году завершился
земной путь бабушки первого царя
из династии Романовых. В рамках
празднования 400-летия дома Ро-
мановых по решению президента
Чувашии Н. В. Федорова на могиле
боярыни Марии Шестовой - «ба-
бушки Дома Романовых» - в марте
2013 года будет открыта часовня.
Удивительно переплетаются судьбы
и истории людей и народов.
Чувашки-петербурженки - менеджер по недвижимости Светлана Чайкина и
парикмахер Ксения Маркова на городском празднике
толерантности у Дворца спорта «Зенит»
Беспредельна любовь чуваш-
ского народа к Петру Великому. Эти
чувства заполнили самую сокровен-
ную нишу народа - фольклор. Во
всех жанрах устного поэтического
творчества чувашей русский царь
Петр лицо положительное, демокра-
тичное и всегда принимает мудрое
решение. Автор этих строк в экс-
педиции 1994 года к ульяновским
чувашам записал забавное предание.
«К царю поступила жалоба на кре-
стьян д. Средние Алгаши Цильнин-
ского района, якобы не подчиняю-
щихся его приказам. Разгневался
царь, затребовал объяснений, а на-
правили к нему от деревни держать
ответ самую красивую девушку, на-
рядив ее в яркие вышитые одежды
и украшения из серебряных монет.
“Почему не подчиняетесь царю?!”
- был вопрос. “Царь-батюшка, мы
слушаемся нашего царя Патшу,
поэтому и носим его облик на нашей
нежной груди”, - был ответ. По-
дошел царь к красавице и увидел,
что на груди ее крупные, серебром
сверкающие монеты с изображени-
ем его самого. Обрадовался царь,
поцеловал девушку в сладкие уста,
усадил за царский стол»2.
Есть ряд сказок, где Петр I, при-
нятый крестьянином, стал кумом
чуваша3.
На самом деле, как показывают
факты, чувашам, как и всем другим
народам, переселившимся на по-
стоянное место жительства в Санкт-
Петербург, не всегда было сладко.
Переселенцам по принуждению и
по собственной воле приходилось
и приходится переживать комплекс
адаптивных порогов4. Например,
приезжий вдруг оказывается сре-
ди людей иного поведения, иных
религиозных взглядов, в иной при-
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 51 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст