М
ногонациональный Петербург
родной среде, среди людей другой
национальной принадлежности,
сталкивается с иными (как прави-
ло, со значительно худшими) жи-
лищными условиями и т. д. Таким
образом, новичок сразу же обязан
проходить культурную, религиоз-
ную, экологическую, этническую
и экономическую адаптацию. Те,
кто не сможет преодолеть эти пре-
пятствия, оказываются в несомнен-
ном проигрыше. А это непременно
скажется на рождаемости, на про-
должительности жизни и качестве
трудоспособности. Однако экстре-
мальные ситуации в жизни могут
и раскрыть ранее не замеченные,
не востребованные положительные
возможности. Исход может быть
разным - от расцвета до ухода с аре-
ны. Например, татары в Петербурге
являются примером благоприятной
адаптации и самосохранения, а чу-
ваши склонны растворяться в массе
большинства.
Демократичные и многонацио-
нальные с первых же дней Санкт-
Петербург и губерния, несмотря на
тяжелейшие условия адаптации,
стали родными для многих чувашей.
Видимо, тяжести физического и
материального плана более выно-
симы, чем этнические и культурные
барьеры.
Строящемуся Петербургу всег-
да требовались людские ресурсы. Их
надо было доставить из российских
глубин. Царь по этому поводу издал
ряд указов. XVIII век можно назвать
веком интенсивного, массового
освоения чувашами Петербурга. В
вопросе продовольственного обе-
спечения Казанская и Симбирская
губернии стали основной опорой.
Особенно много везли ржи, пше-
ницы и муки. Для строительства
флота со средней Волги везли ко-
рабельный лес. Физически крепкие
мужчины из чувашей были при-
числены в лашманы. В Кунсткамере
появилась коллекция чувашских
предметов, привезенных из экс-
педиций. В историю архитектуры
второй половины XVIII века вписал
яркие страницы чуваш П. Е. Егоров
(ограда Летнего сада, Мраморный и
Зимний дворцы).
1
Полное собрание Законов Российской Империи, с 1649 года. Т. III. 1689-1699. [СПб.]: Тип. Его Имп. Величества Канцелярии,
1830.
2
Поле 94 - экспедиция автора в 1994 г. в Цильнинский р-н Ульяновской обл. Магнитофонные записи, фотографии, записи от
руки. С. 241-276.
3 Чувашские сказки. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1984.
4 Корель Л. В. Классификация адаптаций: Словарь основных понятий. Новосибирск: СО РАН, 1996.
в Петрограде—Ленинграде
1 9 2 0 -х годов
А.
Н . Тагирджанова
В истории Советской России
1921 год известен страшным голо-
дом в Поволжье, на юге Украины
и в Крыму, вызванным жестокой
засухой и последствиями Граждан-
ской войны. Со второй половины
1921 года население Петрограда
пополнилось беженцами из голо-
дающих губерний Поволжья, тата-
рами и башкирами, и численность
мусульман увеличилась на 28 тысяч
человек, достигнув 36 тысяч.
Общеизвестен факт, что в пользу
голодающих большевики изымали
церковные ценности, но совсем не
известно о вывезенных в Петроград
татарских детях, для которых уже
в октябре 1921 года были созданы
13 детских домов. Не все дети были
сиротами, но все были истощены,
больны, то есть абсолютно все нуж-
дались в особом внимании и заботе1.
В апреле 1922 года выделились от-
дельный дошкольный детский дом
для детей от 3 до 8 лет и детский
дом для перевоспитания бывших
беспризорников, поступавших из
распределителя.
Татарские детские дома кури-
ровал татарский (мусульманский)
отдел комиссариата национальных
меньшинств.
Детей разместили в свободных
больших квартирах по адресам:
Большая Пушкарская ул., 46, Ка-
менноостровский пр., 1/3, Большая
Монетная ул., 14, Моховая ул., 18,
Благовещенская ул., 11 (Старая
Деревня), Казанская ул., 47, ул. Ли-
тераторов, 13, и др.
На лето воспитанников вывози-
ли на дачи в Разлив, Детское Село
(угол Бульварной и Оранжерейной
ул., 53), в Петергоф (Красноармей-
ский пр., 3 - 5), в Дудергоф (ныне -
Можайское), Сестрорецк.
Вначале не хватало учителей
и воспитателей, говоривших по-
татарски, а дети вообще не были
знакомы с русским языком, что вы-
зывало большие трудности.
В детские дома пришли рабо-
тать самоотверженные люди, среди
педагогов и обслуживающего пер-
сонала были представители разных
национальностей: в документах
встречаются не только русские и та-
тарские фамилии, а также польские,
финские, еврейские.
Воспитатели - учителя часто
менялись, так как не был продуман
механизм отпусков. Например,
перед тем как подать заявление об
увольнении одна из воспитательниц
просила предоставить ей отпуск, т.к.
три года работала без замены.
Из заявления об увольнении
воспитательницы дошкольного
детского дома на Казанской ул.,
53
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 52 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст