М
ногонациональный Петербург
54
Дом Лидваля, Каменноостровский пр., 1/3, кв 38.
Татарский детский дом
47, Зайнаб Януфяевой, студентки
пединститута: «.
..я не в состоянии
нести возложенные на меня обязан-
ности воспитательницы и считаю
преступлением оставаться при
детях»2.
Из заявления завуча детского
дома на ул. Литераторов, 13: «.
..
прошу нацмен освободить меня от
должности зав. по уч. части ввиду
болезненного состояния, разви-
вающейся сильной неврастении.
Врачом настоятельно требуется
уменьшение числа часов работы и
спокойная обстановка.»3.
Со временем этот вопрос был
решен, и воспитатели стали на две
недели получать отпуска в дома
отдыха, но в получении допол-
нительного отпуска при наличии
медицинского удостоверения могли
отказать с резолюцией «уволить,
если не явится своевременно»4.
Детские дома находились в
одинаковых условиях, работали по
общему внутреннему распорядку,
поэтому на примере нескольких
можно проследить общую картину
тех дней.
Из доклада зав. тат. детдомом
т. А. Легковой (Казачий пер., 9)5: «.
..
Сразу же устроили праздник елки.
мы старались создать семейную
обстановку. Сначала занятия велись
только на родном языке, география
и естествознание преподаются в
виде бесед. Занятия до обеда, после
обеда прогулка и занятия гимна-
стикой. В доступной форме ведутся
беседы на политические темы. Два
раза в неделю детей навещает док-
тор, ежедневно медсестра».
Из доклада заведующей детским
домом для девочек, занимавшим две
квартиры на наб. Рошаля, 10 (ныне
опять Адмиралтейская наб.), стано-
вится известно о дополнительном
питании в американской столовой
и о том, что дети все-таки поправ-
ляются: «. шефство над домом
приняло Петроградское таможенное
управление, шефы заплатили за
квартиру, электричество, дали воз-
можность провести рождественский
праздник, снабжают питанием и
каменным углем. Питание наиболее
слабое и наиболее уязвимое место
жизни детского дома. Питание
малодостаточное и очень однооб-
разное, наблюдается стоматит и
заболевание цингой.»6
Ранее этот татарский детский
дом, находившийся в ведении пом-
гола Балтфлота, располагался на
Морской ул.
Школа-интернат им. Петроград-
ского курсанта была организована в
1921 году для детей курсантов и
военнослужащих и сирот из Повол-
жья, то есть этот детский дом был
смешанным. Здесь воспитывались
300 детей, татар и русских. Шеф-
скую помощь оказывала Комиссия
по борьбе с последствиями голода
при Управлении военно-учебных
заведений ПВО. Этот детский дом
менял несколько раз городские
адреса, переезжая с Литейного про-
спекта, 9, на Фурштатскую ул., 52 и
60, затем на 14-ю линию Васильев-
ского острова, 25-277.
Детдому на Моховой ул., 18,
в 1922 году было присвоено имя
Погранбригады бывшего 127-го от-
дела Карельской трудовой коммуны
стрелковой бригады, т. к. эта бригада
согласно заключенному договору
должна была обеспечивать детдом
продуктами (по нормам не ниже
установленных), поддерживать в
порядке помещения и инвентарь;
позже детский дом стал носить имя
войск ГПУ. 150 детей разместили
в трех квартирах первого этажа,
для них не хватало 30 кроватей, в
отсутствие учителей татарского
языка применяли показной способ
обучения.
Сотрудники просили дополнить
детский дом девочками 8-13 лет, так
как для них имелась одежда8.
Пальто для детей перешивали
из шинелей, сами шили обувь, в
лазаретах стирали бинты.
Случались побеги детей с кра-
жами, этим отличались бывшие
беспризорники, поступавшие из
распределителей, поэтому детский
дом в Старой Деревне стал домом
для трудных и особо запущенных
татарских детей.
Воспитатели из татар одновре-
менно были учителями не только
татарского языка и литературы,
они преподавали историю, обще-
ствоведение, математику и физи-
ку, природоведение и географию,
естествознание и мусульманское
пение9. Все учителя имели специ-
альное образование, окончив еще до
революции татарские учительские
семинарии, медресе или гимназии,
некоторые продолжали обучение в
педагогическом институте.
На уроках литературы разби-
рались темы: «Чем отличается ту-
рецкая литература от татарской?»,
«Почему изучали арабский язык и
арабскую письменность?», «Зна-
комство с татарской литературой
периода феодализма и конца XIX
начала XX века»10.
Во всех детских домах работали
разнообразные кружки, воспитанни-
ки по собственному желанию посе-
щали музыкальную школу11. Занятия
проходили на русском и татарском
языках, а вся общественная (пионер-
ская) работа велась по-русски.
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 53 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст