М
ногонациональный Петербург
В архиве сохранился сценарий
праздника «Новый Год». Воспита-
тели писали: «Каждое время года
имеет свой выход с танцами, дети
поют песни на татарском языке о
зиме. В заключение «Новый Год»,
предлагает детям спеть любимую
песню. Поют «Интернационал», по-
сле чего «Новый Год» раздает всем
подарки»12.
Время было тяжелое, тем не
менее подарки для маленьких та-
тарских детей, большинство из
которых были вывезены из деревень
и не праздновали Новый год у себя
дома, сделали.
«Печальное событие - кон-
чина Владимира Ильича Ленина
явилось и является неисчерпаемой
темой для бесед с детьми, - писали
в отчете о педагогической работе в
дошкольном детском саду, - .
..в об-
щей рабочей комнате устраивается
уголок «Дяди Ленина»: траурный
портрет, выписки из его речей и
сочинений, имеющих отношение к
детям, а также к голодному периоду
Поволжья»13.
Дети плакали, они привыкли к
образу этого человека и любили его.
Кормили детей в 1924 году, по
современным нормам очень плохо,
а для того времени это 4-разовое
питание было достижением:
завтрак: хлеб с маслом и чай с
сахаром;
обед: суп и каша с хлебом;
вечерний чай с хлебом
ужин: горох или каша с хле-
бом.
У абсолютного большинства
положение в семьях было хуже,
поэтому ленинградские вдовы, вдов-
цы или родственники брали детей
погостить и не торопились забирать
насовсем.
Архивные документы передают
атмосферу любви, внимания и заботы
о детях, которые впитывали в себя
царившие тогда идеи всеобщего равен-
ства, братства, интернационализма.
Литейный пр., 9. Татарский детский
дом №6 имени Петроградского
курсанта. Татарская школа
и школа-интернат
Интересно отметить, что засе-
дания педсоветов в детских домах
для школьников проходили в при-
сутствии представителей от детей,
которые имели право голоса, с ними
решались текущие дела и планиро-
валась дальнейшая работа.
Администрация детского дома
на ул. Скороходова, бывшей Боль-
шой Монетной, 14, предлагала та-
кую организацию самоуправления:
«каждая из старших девочек берет
из младших мальчиков одного в бра-
тья, следит за его поведением»14.
Дети под руководством вос-
питателей издавали общую газету,
объединявшую все татарские дет-
ские дома15.
Торжественные собрания для
детей и силами детей устраивались
по случаю Нового года, годовщины
смерти Ленина, событий 1905 года,
Дня Февральской революции, го-
довщины Красной Армии, Дня ра-
ботницы 8 Марта, Дня Парижской
коммуны, 1 Мая, антирелигиозных
татарских праздников - комсомоль-
ские Курбан и Рамазан байрамы.
В детском доме на Моховой
устроили «Октябрины» по случаю
рождения ребенка в семье зав. дет-
ским домом т. Каримова16.
Праздновали десятилетие со
дня начала Империалистической
войны17. Собирали детей на «Утро
воспоминаний писателя Тукаева»,
дети читали стихи, рассказывали его
биографию, слушали рефераты, го-
ворили о значении поэзии Габдуллы
Тукая18, и на «Вечер поэта Демьяна
Бедного», очень популярного в те
годы19.
В первых числах сентября в
городе проводился Международ-
ный день молодежи, и все детские
дома принимали активное участие
в городских манифестациях.
16
сентября отмечали праздник
урожая: тема основного доклада
«Урожай и голод»: причины неуро-
жая, влияние голода на скотовод-
ство и земледелие. Разучивались
стихи «Несжатая полоса», «Коло-
сья», «Урожай»20.
Праздники обычно начинались
докладом, далее следовали декла-
мации на татарском языке, пьесы
собственного сочинения, соответ-
ствующие моменту, гимнастические
упражнения - пирамиды, игры-
танцы. Пели «Смело, товарищи, в
ногу», «Вы жертвою пали», «Крас-
ное знамя», «Варшавянка», «Про-
55
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 54 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст