М
ногонациональный Петербург
56
щальный напев Ленину», «Молодая
гвардия»21.
Заканчивались все мероприя-
тия пением «Интернационала».
В 1924 году состоялось массовое
празднование Дня Октябрьской
революции, в документах он назван
«общенацменовский праздник».
Пятого ноября во время учебы
был устроен митинг, а вечером
собрались в детском доме на Боль-
шой Монетной ул., 14, для общего
праздника. На следующий день дети
посетили выставку в Клубе просве-
щения, 7 ноября они отправились
на манифестацию, а потом посетили
братские могилы на Выборгской
стороне22. В парке Лесотехнической
академии похоронены красногвар-
дейцы, погибшие в октябре 1917
года в боях с войсками Керенского
под Пулковом и Красным Селом,
позднее участники Гражданской
войны. Воспитанники шли пеш-
ком от Большой Монетной ул. на
Петроградской стороне до парка,
чтобы почтить память погибших за
их светлое будущее.
Среди архивных документов
хранятся пригласительные билеты
на русском и татарском языках, на-
писанные арабской графикой и укра-
шенные рисунками: так дети пригла-
шали на свои мероприятия членов
татарского бюро Комнацмена.
Детдомовцам прививали не-
обходимые бытовые навыки, го-
товили к самостоятельной жизни.
Дети помогали обслуживающему
персоналу, знали, что такое работа
трубочиста, пекаря. Они сами сти-
рали свое нижнее белье, для этого
в прачечной отводились для них
отдельные дни, а чердак для сушки
белья был поделен на половины
мальчиков и девочек23. Работали на
кухне (чистили картофель), помога-
ли уборщицам делать уборку24.
Мальчикам доверялась работа
дворника: подвоз продуктов, чистка
снега и мусора, рубка и колка дров,
топка печей25.
А «ввиду скорой реэвакуации
детей в Татарию и Башкирию, где
хозяйство базируется главным об-
разом на полеводстве и животно-
водстве»26, в план работы включили
обучение на опытно-показательных
участках Ленинградского сельхо-
зинститута.
Более того, для детей были
введены уроки краеведения, на
которых они знакомились с при-
Моховая, 18. Татарская школа и
детский дом им. войск ГПУ
родными, климатическими осо-
бенностями родных мест, «изуча-
ли культурные, хозяйственные
и экономические достижения и
особенности АТССР и АБССР»,
отмечали годовщины образования
автономных республик27.
Работали дети и в городе: в
своем животноводческом кружке
ухаживали за курами (часть яиц
детский дом продавал) и свиньями,
так как 14-я линия Васильевско-
го острова тогда была городской
окраиной. Руководительнице при-
ходилось проводить с детьми боль-
шую работу и длительные беседы
о предрассудках, т. к. некоторые
(видимо, татарские дети) катего-
рически отказывались от такой
работы28. Летом воспитанники всех
детских домов работали на огоро-
дах - выращивали овощи: капусту,
огурцы, морковь и свеклу; школой-
интернатом было выкормлено 19
свиней, 15 из которых продали, а
на полученные деньги купили 4
швейные машинки29.
Мастерские интерната просили
содействия у татбюро для сообщения
другим учреждениям, что они могут
принимать заказы на выполнение
сапожных, столярных, переплетных
и швейных работ. В швейных мастер-
ских детей учили ремонтировать и
штопать свою одежду30.
Детей водили на экскурсии не
только в Эрмитаж, Русский музей,
Этнографический музей, Музей
революции, Зоологический музей,
Ботанический сад, но и на заводы,
в гараж, трамвайный парк.
Силами детдомовцев устраи-
вались спектакли-концерты для
рабочих и красноармейцев из татар,
именно этим детям была угото-
вана роль проводников в жизнь
новых идей, прежде всего анти-
религиозных, и они с юношеским
максимализмом несли эти идеи, они
действительно стали людьми нового
времени.
Они видели заботу и внима-
ние к себе, для них лозунги того
времени «Все лучшее - детям!»,
«Наше будущее - дети!» не были
пустыми словами, они верили, что
светлое будущее, о котором писали
Н. И. Бухарин и Е. А. Преобра-
женский в «Азбуке коммунизма»,
не за горами.
10 марта 1924 года из отделе-
ния детской опеки Татнаркомпроса
попросили «для дальнейшего вос-
становления утраченной связи с
родителями и родственниками .
..
выслать списки на всех детей, нахо-
дящихся в Петроградской губернии
в детских учреждениях и у частных
лиц»31, хотя нескольких детей сами
родители забрали еще раньше32.
В 1925 году состоялся массовый
отъезд детей на родину.
В смету на реэвакуацию было
включено: оплата трамвая до вокза-
ла, железнодорожный билет, билет
на пароход, проезд до деревни; детей
снабдили продуктами в дорогу и вы-
дали новое обмундирование (ниж-
нее белье, платье, чулки, ботинки,
пальто, панамки - для девочек и,
соответственно, рубашки, брюки,
носки и т. д. - для мальчиков)33. В
поездке каждую группу сопрово-
ждали взрослые.
Для отправки домой достаточ-
но было письма от родителей или
родственников с удостоверением
сельсовета и заявления самого вос-
питанника.
«Заведующему 33-им тат. школой
детским домом
от воспитанницы
Сабитовой Магиры
Заявление
Я приехала в Ленинград во
время голода и разрухи в 1921 г. из
города Казани. Ничего не знала, я
была темная, в рваном. Никогда не
забыть мне те минуты, те дни, когда
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 55 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст