М
ногонациональный Петербург
многих детей собирали с улиц в дет-
ские дома и отправляли в те города,
где урожай и хорошо поставлено
учение. Мы приехали, нас одели,
обули, открыли для нас школы.
И мы начали учиться. В первые
годы про нас говорили, что из нас
никакого толку не будет, хороших
людей не выйдет. Теперь они видят
другую картину. В 1925 г. я окончила
1 ступень34, у меня есть надежда и
стремление учиться дальше, а по-
тому прошу Вас отправить меня на
свою родину в Казань и дать коман-
дировку в педтехникум. Там я буду
продолжать учение и постараюсь,
чтобы из меня вышел полезный
работник для советской власти и
заветы Ильича постараюсь провести
в жизнь среди татарского населения.
Сабитова Магира, 14 лет, пионерка
47 отряда им. Красного Флота».
Магира тоже получила письмо
от своего родственника, который пи-
сал, чтобы она скорее возвращалась,
что живут они тоже по-новому, что
если бы был бог, он помог бы по-
гибшим от голода детям, что они в
Казани поют песню с припевом:
«...Господу богу не молимся,
бога в республике нет,
С ним пролетарии борются,
чтобы не правил кадет.»35
Братья Мухлисовы, получив-
шие письмо от матери, обращались с
просьбой отправить их немедленно
домой, чтобы они могли успеть к
началу полевых работ, для проезда
просили «одежду, обувь, деньги и
литер (до Казани, от Казани парохо-
дом и 95 верст лошадьми)»36.
Мария Густавовна Анвельт, воз-
главлявшая Комиссариат нацмень-
шинств, курировала работу татарских
детских домов и тоже получала пись-
ма от родственников детей:
«Многоуважаемая
тов. Анвельт!
Сим прошу вас отпустить моих
племянников Амину и Гамину Гис-
матуллиных, живущих во вверен-
ном Вам интернате, домой ко мне. Я
думаю, что они в дальнейшем могут
жить при сестре своей в Москве.
Выражаю Вам коммунистическую
благодарность за оказанную по-
мощь.»
Далее следовал адрес, по ко-
торому будут проживать дети, и
подпись37.
Татарские детские дома по-
сле отъезда части воспитанников
Васфия Юнусова с сыном.
Петроград.
Из личного архива
И. Ш. Якубовой
реорганизовывались, сливались,
переезжали в другие более удобные
помещения.
Дети-сироты остались в Ленин-
граде до окончания срока обучения
в школах при детских домах, в
которых учились вместе с ними и
проживавшие по соседству татар-
ские дети.
Выпускники детских домов по-
лучали направления для дальнейше-
Мустафа Юнусов. Петроград.
Из личного архива И. Ш. Якубовой,
внучки супругов Юнусовых
го обучения на рабфак, курсы сестер
милосердия, в военно-морские учи-
лища и татарские техникумы или
определялись на работу по найму38.
Ленинградское татбюро совнац-
мена информировало вышестоящие
организации Москвы и Казани о вы-
пускниках, желающих продолжать
учебу, и просило о выделении для
них мест в Нижегородском татпед-
техникуме, в Самарском педтехни-
куме, в Саратовском педтехникуме
и Красноуфимском сельхозтехнику-
ме на татарском отделении39.
К сожалению, не все зависело
от деятельности ленинградского
совнацмена, но выпускники знали,
что всем, что имеют, они обязаны
советской власти.
На заседании татбюро в 1927
году говорили о том, что «2-х лет-
ний опыт выпуска детей показал,
что (направление) воспитанников
в татаро-башкирские техникумы
вне Ленгубернии сопряжено с боль-
шими огорчениями и страданиями
детей на месте. Ссылаясь на суще-
ствующее законодательство, на ме-
стах их отказываются принимать и
платить стипендию или предлагают
ЛенГубОНО содержать своих вос-
питанников, что приводит совнац-
мен к заключению держать курс
на устройство их в общих учебных
заведениях Ленинграда с усилением
занятий русским языком»40.
В 1927 году оставшиеся в го-
роде три татарских детских дома
находились на Каменном острове
(острове Трудящихся) по адресам:
1-я Березовая аллея, 5 (104 восп.);
1-я Березовая аллея, 11 (63 восп.);
аллея Лесина, 29 (73 мальчика)41.
Работой руководил объединен-
ный совет детских домов, а шефскую
помощь оказывал завод «Знамя
труда».
Дети учились, работали в своем
саду и огороде, а также Госсельхоз-
питомнике на Крестовском острове,
изучали язык эсперанто42. Этим
детским домам не нужно было вы-
езжать на дачу, воспитанники жили
круглый год в условиях санатория.
В 1927 году в татбюро с кол-
лективными просьбами начали
обращаться родители о введении
в советских трудовых школах для
татарских детей уроков родного
языка, т. к. с ликвидацией татар-
ских детских домов закрывались и
школы при них. Дело осложнялось
отсутствием в городе компактного
57
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 56 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст