М
ногонациональный Петербург
58
татарского района и татарских ав-
торов для создания национальных
учебников, однако со временем
такие классы появились43.
К сожалению, очень скупа ин-
формация об учителях и воспитате-
лях, работавших с татарскими деть-
ми в 1920-е годы. Автору известны
некоторые подробности жизни
лишь супругов Юнусовых.
Преподавали они татарский
язык и литературу. Васфия Яку-
бовна Юнусова (Якубова), за-
кончившая медресе «Исламие»
в Ростове-на-Дону, вела еще и
уроки мусульманского пения. В
1917-1919 годы она училась на
3-годичных педагогических курсах
в Уфе, до 1921 года работала на-
родной учительницей в Красном
Осырове Симбирской губернии.
В 1921 году прибыла в Петроград,
можно предположить, что вместе с
организованным детским домом, и
начала работать в детских домах на
Петроградской стороне44. Мустафа
Айниджанович сначала работал
вместе с женой в детском доме на
ул. Литераторов, 13, затем в Старой
Деревне с бывшими беспризор-
никами. Коллеги ценили его «как
опытного учителя и воспитателя,
успевшего проявить себя ценным и
деятельным работником»45. Однако
10 лет спустя Мустафа Юнусов был
арестован. После ареста мужа в кон-
це 1930-х Васфия Якубовна уехала
из Ленинграда на Нижегородчину,
вернула себе девичью фамилию,
смогла поменять в свидетельстве о
рождении сына не только фамилию,
но и место рождения. В деревне
Камкино Горьковской области ор-
ганизовала детский сад, которым и
заведовала. О пережитом никогда
не рассказывала, только после ее
кончины сын и внучки обнаружили
этот факт.
Интересно отметить, что до сих
пор два детских сада существуют
по адресам бывших татарских дет-
ских домов (Каменноостровский,
1/3, и 1-я Березовая аллея, 5), а тре-
тий детский сад на ул. Рубинштейна,
12, находится в помещении, некогда
занимаемом татарским рабочим
клубом им. т. Вахитова, в котором
частыми гостями были воспи-
танники детских домов. Детско-
юношеский центр технического
творчества и досуга Приморского
района города (бывший районный
Дом пионеров и школьников) был
создан на базе татарского детского
дома, располагавшегося на острове
Трудящихся, то есть Каменном.
В доме на 14-й линии ВО, 27,
также звучат детские голоса, там
находится Детский социально-
реабилитационный центр Васи-
леостровского района.
1
Общая численность детей достигала тысячи человек. ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1.
Д. 1141. Л. 2.
2
ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1257.
3 Там же. Д. 1149. Л. 24.
4 Там же. Д. 2123. Л. 57.
5 Этот детский дом размещался в помещении бывшего лазарета. ЦГА СПб. Ф. 2552.
Оп. 1. Д. 1146. Л. 29-31.
6 ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1257. Л. 8.
7 Там же. Д. 1261. Л. 3, 271, 274. Интересно отметить, что в этом здании на 14-й линии
ВО еще в 1860 г. находился приют для женщин римско-католического вероисповедания
(прим. автора).
8 ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1144. Л. 1, 3.
9 В данном случае речь идет о пении на татарском языке, т. к. до революции по от-
ношению к татарам Поволжья, Урала и Сибири, часто употреблялся конфессионализм
«русские мусульмане», архивные документы подтверждают использование этого термина
в первые годы советской власти (прим. автора).
10 ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 2125. Л. 79.
11 С Казачьего пер., 9, дети ходили в музыкальную школу на Лермонтовском пр.
ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1146. Л. 28.
12 ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1557. Л. 1.
13 Там же. Л. 22.
14 Там же. Д. 1559. Л. 47.
15 Там же. Д. 1550. Л. 5.
16 Там же. Д. 2121. Л. 41.
17 Там же. Д. 1559. Л. 25 об.
18 Там же. Д. 2123. Л. 4.
19 Там же. Л. 4.
20 Однако попытка привить новый Праздник урожая, видимо, не пользовалась успе-
хом, поэтому уже через два года на общегородском уровне в Юсуповском саду при ак-
тивном участии воспитанников татарских детских домов стали отмечать организованный
Госрабтатклубом «Татарский народный чисто бытовой праздник Сабантуй» - праздник
начала весенних полевых и посевных работ, который был любим и детьми, и взрослыми
(ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 2576. Л. 31).
21 ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1562. Л. 85.
22 Там же. Д. 1251. Л. 11.
23 Там же. Д. 2125. Л. 76.
24 Там же. Д. 1555. Л. 310.
25 Там же. Д. 1560. Л. 59.
26 Там же. 2126. Л. 67.
27 Там же. Д. 2576. Л. 31.
28 Там же. Д. 2125. Л. 58.
29 Там же. Д. 1555. Л. 247.
30 Там же. Д. 2125. Л. 17.
31 Там же. Д. 1251. Л. 48
32 Там же. Д. 1557. Л. 25. Уже с 1923 г. детей стали забирать родители или род-
ственники.
Из распоряжения по дошкольному детскому дому на Казанской ул., 47: «.
..выдать
девочку Фатиму Шамсетдинову без одежды.» Одежда была казенной и ее не хватало, а
за дочкой пришел отец, а вот девочки Валиева Накия и Гафиатуллина Хаджия-бану не
захотели уходить из школы-интерната им. Петроградского курсанта, и руководство при-
няло решение не выдавать их родителям. ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1261. Л. 69.
33 ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 2. Д. 1189. Л. 98, 115.
34 То есть 5 классов (прим. автора).
35 ЦГА СПб. Ф. 2552. Оп. 2. Д. 1189. Л. 98, 115, 136, 142.
36 Там же. Оп. 1. Д. 2125. Л. 179.
37 Там же. Д. 1562. Л. 142.
38 Там же. Д. 2126. Л. 13 об., 67, 78, 87.
39 Там же. Оп. 2. Д. 1496.
40 Там же. Оп. 1. Д. 2576. Л. 13 об.
41 Там же. Л. 15.
42 Там же. Л. 3 об.
43 Там же. Л. 3, 13 об, 15, 12, 78.
44 Там же. Д. 1560. Л. 2.
45 Там же. Д. 1149. Л. 8, 33.
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 57 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст