уша Петербурга
Большой зал Филармонии
Преемственность - великая и
загадочная тема.
.. Когда-то бывший
ученик знаменитого Гензельта1
-
Николай Зверев2 - стал учителем
Александра Зилоти3, затем он же
воспитывал Сергея Рахманино-
ва, одновременно с которым в
1880-1890-х годах преподавал
фортепиано нескольким молодым
музыкантам: Александру Скрябину,
Константину Игумнову, Матвею
Пресману, Леониду Максимову,
Иосифу Левину и мн. др.
Последний упоминается в
рахманиновских биографиях как
товарищ4 по годам студенчества
и участник первого исполнения
Русской рапсодии для двух роялей
С. В. Рахманинова (вместе с авто-
ром) в 1891 году в Москве.
Жена Иосифа Левина, Рози-
на5, училась у В. И. Сафонова6,
незаурядного музыканта, заметно
повлиявшего на культурную жизнь
старой столицы России, директора
Московской консерватории (по-
строившего известное на весь мир
современное ее здание).
Впоследствии Розина Левина
(по второму мужу Бэсси-Левина)
Сен
т
им
ент
а
ль
ное
путешествие,
или Воспоминания
Хроника выступлений в России
(1958-2004).
К 50-летию первого выступления
Вэна Клайберна в Ленинграде
и к 75-летию артиста
Л. Л. Ковалева-Огороднова
стала профессором Джульярдской
музыкальной школы в Нью-Йорке и
вошла в историю с именем одного из
своих учеников - гениального Вэна
Клайберна.
Это один из интереснейших
примеров преемственности в музы-
кальной педагогике.
Россия и Америка - близкие
«родственницы» в музыкальном
плане. В XIX столетии в США га-
стролировали П. И. Чайковский и
А. Г. Рубинштейн, в XX - С. В. Рахмани-
нов, Ф. И. Шаляпин, С. С. Прокофьев,
А. Т Гречанинов; значительный вклад
внесли композитор И. Ф. Стравин-
ский, хореограф М. Баланчин и мно-
гие другие музыканты из России.
Огромное влияние на амери-
канскую исполнительскую школу
оказали русские артисты В. Горовиц,
Я. Хейфец, А. Зилоти, И. Гофман.
Все они были друзьями и даже
родственниками (например, Зило-
ти - двоюродный брат и профессор
Рахманинова).
Мать Вэна Клайберна, Рильдия-
Брайен Клайберн, была близкой
знакомой Рахманиновых в те годы,
когда великий композитор жил в
Америке, а с самим Сергеем Васи-
льевичем неоднократно общалась по
профессиональным вопросам. Сочи-
нения Рахманинова Вэн знал и играл
с детства. Поэтому творческий облик
Клайберна максимально приблизил-
ся к искусству мастеров прошлого.
Много раз Вэн слушал рассказы
Розины Левиной о России, о кон-
серватории, о зале, где ему вскоре
выпала судьба выступать на Первом
международном конкурсе имени
П. И. Чайковского (1958).
В те минуты, когда молодой
пианист вышел на сцену Москов-
ской консерватории, легендарные
фигуры из прошлого овладели его
воображением. Играть там, где не-
сколько десятков лет назад можно
было видеть и Сафонова, и Зилоти,
и Рахманинова, и даже Чайковско-
го!.
. Переполненный удивитель-
ными ощущениями, Вэн Клайберн
поразил тогда русских слушателей
не только как пианист, но и как
человек с необыкновенной, полной
волнующего очарования душой.
О нем начали восторженно пи-
сать сразу, еще во время конкурса, в
апреле 1958 года. Газетные строки,
заметки журналистов и воспоми-
нания слушателей, дошедшие до
нас в изданиях тех лет, передают
высокую оценку мастерства моло-
дого американца. Ошеломляющий
успех, молниеносная победа, миро-
вая слава через месяц после приезда
в Россию!
59
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 58 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст