П
е
етербургское интервью
красный журнал, но один из лучших
на сегодняшний день художествен-
ных журналов в России - «Новый
мир искусств» - «НОМИ». Одно
название о многом говорит, и я с
самого начала не мог быть равно-
душен к судьбе журнала с таким на-
званием. Мне приятно быть другом
этого престижного, нужного осо-
бенно сегодня в России, некоммер-
ческого издания, которое освещает
художественную жизнь не только в
культурной столице России, но и в
Москве, и во всей стране.
-
В Париже, как известно, наш-
ли приют после Октября 1917 года
многие великие петербуржцы. Вам
довелось с ними встречаться и даже
дружить.
..
Ренэ Герра: В Париже, задол-
го до перестройки, я встречался,
могу даже смело сказать - дру-
жил с великими изгнанниками-
петербуржцами. И в моем сознании
блистательный Санкт-Петербург
неразрывно связан, прежде всего,
с обликом художника Дмитрия
Дмитриевича Бушена и его друга
- художественного критика Сергея
Ростиславовича Эрнста. Они вместе
покинули Ленинград в 1925 году,
когда поняли, что больше не могут
жить и творить в родном городе.
Для меня долгие годы это была
живая связь с дореволюционным
Петербургом, так как они дружили
всю жизнь с Александром Бенуа,
Мстиславом Добужинским, с Кон-
стантином Сомовым, с Зинаидой
Серебряковой, с Михаилом Кузь-
миным, со Скопцовой - будущей
матерью Марией, с Владимиром
Вейдле. Они часто меня приглашали
к себе на ужин, и прошлое оживало
в их увлекательных рассказах. Тем
более что Дмитрий Дмитриевич был
родственником Анны Ахматовой.
Он подарил мне фотографию, где
он в косоворотке рядом с Ахматовой
в родовом гумилевском поместье
Слепнево, что в окрестностях Пе-
тербурга.
-
Нашим молодым читателям
сегодня мало что известно о таких
ярких фигурах Серебряного века, как
Дмитрий Бушен и Сергей Эрнст.
..
Ренэ Герра: Дмитрий Дми-
триевич Бушен - сын придворного
генерала - волею судьбы родился на
французской Ривьере, с тех еще пор
прославленном курорте Сен-Тропе.
Матушка его болела чахоткой, была
слаба здоровьем, и поэтому реши-
ли, чтобы сын родился на южном
побережье Франции. Дмитрий
Дмитриевич, будучи хрупкого
здоровья, дожил до ста лет без двух
месяцев. И его судьба и творческое
наследие лишний раз являются под-
тверждением, что, несмотря на то,
что он был помощником хранителя
департамента бронзы и венециан-
ского стекла в Эрмитаже, он сделал
правильный выбор, уехав вовремя
из России, ибо на Западе он стал
известным как декоратор, сотруд-
ничавший не только с Парижской
оперой, но и со знаменитыми теа-
трами Милана, Амстердама и других
европейских городов.
-
Но, наверное, в Париже и круг
общения у Бушена и Эрнста был до-
статочно широким.
..
Ренэ Герра: Как и в Петербурге,
так и в Париже они общались не
только с художниками, писателями-
эмигрантами, но также с видными
французскими художниками, ком-
позиторами и деятелями культуры.
Они поистине были русскими ев-
ропейцами, говорили свободно на
изысканном французском языке,
почти каждый год бывали в люби-
мой Италии - то на Сицилии, то в
Венеции. Эти путешествия увекове-
чены в пастелях Дмитрия Дмитрие-
вича Бушена. В Риме они встреча-
лись с Вячеславом Ивановым, а в
Париже дружили с Александром
Николаевичем Бенуа, с Борисом
Константиновичем Зайцевым.
..
-
А какие книги Сергея Эрнста
вы особенно отмечаете?
Ренэ Герра: Эрнст успел еще
в Петербурге написать несколько
ценных монографий о близких
ему современных художниках - о
Константине Сомове, об А. Н. Бе-
нуа, о Зинаиде Серебряковой, об
Остроумовой-Лебедевой, о Яре-
миче и о Репине. В эмиграции он
продолжал писать научные статьи
о художниках и общался с кругом
Дягилева и «Мира искусства». Так-
же благодаря своим широким зна-
ниям Эрнст был экспертом и не раз
находил на парижских блошиных
рынках ценнейшие картины, кото-
рые опознать мог только он. Одна
из таких находок помогла Эрнсту и
Бушену купить просторную трех-
комнатную квартиру в 14-м округе
Парижа - престижном районе - в
большом «буржуазном» каменном
доме. В один незабываемый день
Дмитрий Дмитриевич подарил мне
архив княгини Марии Клавдиевны
Тенишевой, в котором хранятся
письма Врубеля, А. Бенуа, Били-
бина, Рериха, конечно, Дягилева,
Стравинского, а также портрет 1900
года Тенишевой работы Валентина
Серова - портрет, выполненный
маслом и до сих пор не опублико-
ванный.
-
А как вы познакомились с эти-
ми удивительными людьми?
6
И. И. Махонин и И. В. Одоевцева. Ганьи (комната И. Одоевцевой), 1972 г
Фото Р. Герра. Публикуется впервые
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 5 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст