уша Петербурга
60
В те дни Вэн Клайберн дал
интервью, которое передавалось по
радио. Вот оно (с небольшими со-
кращениями):
«Я хочу рассказать вам о той
большой радости, которую принесла
мне возможность выступать в Мо-
скве и играть произведения одних
из самых любимых композиторов -
Рахманинова и Чайковского.
Публика так вдохновляла меня,
что я чувствую себя глубоко обя-
занным. Я чрезвычайно взволнован
тем, что нахожусь здесь.
.. Драгоцен-
ные воспоминания об этом событии
я сохраню до конца моей жизни.
..
Теперь о себе. Я родился на юге
США, в штате Луизиана. Моя мать
пианистка.
.. В пять лет я уже вы-
ступал с ней в концертах.
..
В 1951 году по окончании сред-
ней школы я поступил в Джу-
льярдскую музыкальную школу в
Нью-Йорке в класс Розины Леви-
ной - вдовы известного русского
музыканта Иосифа Левина, которая
в свое время окончила Московскую
консерваторию. Она рассказывала
мне много волнующего и интерес-
ного о жизни Московской консер-
ватории, о выдающихся русских
музыкантах Рахманинове, Скря-
бине, Гольденвейзере. Я с детства
полюбил русскую музыку, которая
так ярко выражает радости и печали,
всю гамму человеческих чувств.
..»7
Количество публикаций, их
приближенность к тому времени,
передающая настроения и чувства
людей; высказывания молодых
корреспондентов, ставших впослед-
ствии маститыми журналистами и
историками; статьи выдающихся
музыкантов и деятелей культуры,
которые в те годы были свидетеля-
ми приезда Вэна Клайберна, - это
громадное наследие информации,
панораму которой в данной заметке
хочется представить сегодняшнему
читателю.
17
мая 1958 года вышла большая
статья Иннокентия Попова с под-
робным описанием выступлений
Вэна Клайберна на конкурсе. Язык
статьи достаточно строг, скрупуле-
зен, сух.
.. Но восторг невозможно
скрыть, и он проступает через ана-
литические строки: «.
..Этот юноша
обладает удивительной способно-
стью воспринимать все музыкаль-
ные образы значительно острее
и ярче обычного исполнителя.
..
Кажется, будто привычную, до де-
На могиле П. И. Чайковского в
Александро-Невской лавре.
1958 г.
талей знакомую картину, висевшую
в полутьме, неожиданно осветили
ярким солнечным светом.
..»
После победы на конкурсе
В. Клайберн посетил Дом-музей
П. И. Чайковского в Клину, а в
Ленинграде поклонился праху ве-
ликого композитора на его могиле
в Александро-Невской лавре.
Что творилось по приезде музы-
канта в наш город в зале Филармонии
и около него! Чувства людей трудно
описать.
.. Но особо хочется отметить,
как наши газеты в те времена под-
робно печатали полные программы
концертов выдающихся музыкантов!
И как это было необходимо читателю!
В каком популярном издании вы сей-
час найдете перечень произведений,
подобный такому:
«...В первом отделении [Вэн
Клайберн] исполнил сонату до мажор
B. Моцарта, скерцо до диез минор и
балладу фа мажор № 2 Ф. Шопена,
фугу американского композитора
C. Барбера и сонату № 23 - “Аппас-
сионату” Л. Бетховена. Во втором
отделении пианист сыграл Сонату
№ 6 С. Прокофьева.
...[Вэн Клайберн] даст еще один
сольный концерт и выступит со-
вместно с В. Климовым8. Они ис-
полнят скрипичный и фортепиан-
ный концерты П. И. Чайковского.
(Лен ТАСС)».
После выступлений в Ленин-
граде состоялся прощальный кон-
церт Клайберна в Большом зале
Московской консерватории 15 мая
1958 года, после чего он уехал в
США, а 31 июля страна слушала
игру своего любимца по радио.
Вернувшись на родину, аме-
риканский пианист рассказал кор-
респондентам, что приехал, пере-
полненный самыми волнующими
воспоминаниями. «Я никогда не
забуду о некоторых моментах, - го-
ворил он. - Я рад, что возвращаюсь
домой, но все же мне будет недо-
ставать России.
..»
Поначалу весьма официальные,
с годами публикации о Вэне Клай-
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 59 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст