уша Петербурга
берне становились теплее, сердеч-
нее. России тоже стало недоставать
своего «приемного американского
сына». Ведь это было только нача-
лом огромной любви, которую по
сей день испытывают к Вэну те, кто
слышал его игру в 1950-1980-х, кто
хоть одну минуту общался с ним,
кто наблюдал за ним на репетициях,
во время выступлений и интервью.
В 1959 году в США А. Чейсинз и
В. Стайлз написали о молодом арти-
сте книгу, и тогда же, в том же 1959-м,
в нашем издательстве «Музгиз»
вышел в свет труд С. М. Хентовой:
«Вэн Клайберн». Благодаря труду
Софьи Михайловны мы узнали
биографию молодого музыканта;
впервые прочитали правильную
транскрипцию его имени; хотя с тех
пор не утихают споры об этом. Мы
будем придерживаться в нашей
статье академического варианта,
вынужденно изменяя старый в тех
статьях, которые напечатаны по
прежней традиции.
К. Вишневецкий тоже обратил
внимание на произношение имени
и фамилии пианиста и написал об
этом в 1960 году в журнале «Музы-
кальная жизнь»:
«...Однажды я спросил у Клай-
берна: как правильнее произносить
его имя: Клиберн или Клайберн?
Он улыбнулся и ответил:
- И так, и этак.
.. А правильнее
всего - Ванюша!»
Л а у р е а т М е ж д у н а р о д н о г о к о н к у р с а
и м е н и
Ч а й к о в с к о г о
п и а н и с т
В а и
К л и б е р н .
Е г о в ы с т у п л е н и е с л у ш а й т е
п о р а д и о 31 и ю л я . ( / 1 Д
И
------------------.
Анонс одной из первых
радиотрансляций
...Россия ждала возвращения
пианиста. И вот - молнией свер-
кают газетные заметки: «Ванечка
приезжает!»
26
мая 1960 года. Клайберн
снова в России. В аэропорту «Вну-
ково» - неисчислимые толпы по-
клонников. Музыкант обратился к
встречающим:
«Прошло два года и неделя с
тех пор, как я простился с вами. У
меня нет слов сказать, как счастлив
я видеть всех вас, какую радость
мне доставит возможность играть
для вас.
..»
Многие газеты и журналы раз-
местили информацию о пианисте:
«...В ближайшие дни он высту-
пит в Большом зале Московской
консерватории. В концерте 3 июня
будут исполнены Третий концерт
Прокофьева и Второй концерт
Брамса. В программу концерта
5 июня включены произведения
Шопена».
В те дни газеты опубликовали
высказывания некоторых выдаю-
щихся музыкантов - Э. Гилельса,
Г. Нейгауза, С. Рихтера. Д. Д. Шо-
стакович писал в те дни о Клайбер-
не: «Он обладает редчайшим даром
артистизма, особым умением бук-
вально с первых тактов захватить
слушателя и повести его за собой».
Юрий Шапорин9 написал боль-
шую статью, которую хотелось бы
процитировать всю: «.
..Для молодого
артиста, только начавшего свой боль-
шой путь в исполнительском твор-
честве, два года - очень большой и,
быть может, решающий срок. Сумел
ли Вэн Клайберн из феноменально
одаренного музыканта развиться в
крупную самостоятельную артисти-
ческую индивидуальность?.
.
На первом своем вечере он сы-
грал Третий концерт для фортепья-
но с оркестром Прокофьева - совсем
новое в его репертуаре произведе-
ние. Это была замечательная удача,
крупнейшее достижение пианиста
за время, прошедшее между двумя
его приездами. Стиль Прокофьева
был передан им замечательно верно
и точно. Это относится и к постиже-
нию целомудренно хрупкой проко-
фьевской музыки, и к воплощению
образов мужественных, исполнен-
ных юношески порывистой силы.
..
Несколько насторожила про-
грамма из произведений Шопена.
Думается, шопеновский романтизм,
если оценивать “по большому сче-
ту”, не лежит в лоне дарования пиа-
ниста.
.. Конечно, подобные замеча-
ния мы делаем, учитывая, что имеем
дело с такой крупной музыкальной
личностью, как Вэн Клайберн.
..
Для другого пианиста мы нашли
бы похвалы и при таком качестве
исполнения. Что же касается трак-
товки Вэном Клайберном Третьего
скерцо, Третьей баллады и особенно
гениальной Сонаты ^шо11, то она
была просто превосходной.
..
Последующие выступления
Клайберна утвердили нас в мысли,
что два прошедших года стали для
него временем упорных исканий,
совершенствования.
..
Как и раньше, в этом даровании
покоряют необычайная юношеская
озаренность, искренность, предель-
ная правдивость.
.. [Клайберн] “гово-
рит” с аудиторией языком простым
и человечным, он вдохновенно
музицирует, вовлекая в прекрасный
мир музыки даже самого неис-
кушенного слушателя.
..
...Но самое изумительное, чем
порадовал в этот раз Вэн Клайберн
наряду с исполнением концерта
Прокофьева - это Третий концерт
Рахманинова, композитора, чья
музыка особенно близка пиани-
сту.
.. Американского музыканта с
полным основанием можно назвать
ярчайшим последователем Рахма-
нинова.
..»
Из статьи Софьи Михайловны
Хентовой «Старый молодой друг»:
«С нетерпением, радостью, но
и не без тревожного чувства ожи-
дали советские слушатели вторых
гастролей Клайберна. Из-за океана
доходили разные вести: о болезни
артиста, о беспрерывных концерт-
ных путешествиях.
..
...С Ленинградом у Вэна Клай-
берна связаны особенно волнующие
воспоминания. Здесь, в старин-
ном особняке на улице Герцена10,
будучи в гостях у ленинградских
композиторов, он впервые услышал
“Подмосковные вечера”11 - песню,
зазвучавшую потом в его обработке
в залах Парижа, Брюсселя, Нью-
Йорка, Милана.
..
13
июня состоялся фортепьян-
ный вечер Вэна Клайберна в Боль-
шом зале Филармонии.
..
Клайберн действительно один
из величайших пианистов современ-
ности. Он обладает ценнейшим.
..
свойством истинного таланта - бес-
предельной волей и стремлением
61
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 60 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст