уша Петербурга
62
к совершенствованию. Что бы он
ни играл, всегда за этим слышишь
страстную душу беспокойного, не
удовлетворенного собой художни-
ка. По-прежнему игра Клайберна
покоряет глубиной переживания.
Ее воздействие можно определить
словами Бетховена: она идет от
сердца к сердцу.
...Закончился период станов-
ления артиста. Клайберн обрел
уверенность и самостоятельность.
..
Он смело отбирает новый реперту-
ар. Не боится возможных неудач.
Порой даже выносит на эстраду со-
чинения, работа над которыми еще
не завершена (такое впечатление
сложилось от исполнения Орган-
ной фантазии и фуги соль минор
Баха-Листа, Сонаты си-бемоль
минор Шопена). Он изменяет
и трактовку много раз сыгран-
ных произведений. По-разному,
строже, гармоничнее прозвучали
Двенадцатая рапсодия Листа,
Фантазия и Третья баллада Ш о-
пена, исполнявшиеся Клайберном
в 1958 году и записанные тогда же
на грампластинки.
Новые программы (Клайберн
играл в первом ленинградском кон-
церте фантазию и фугу Баха-Листа,
Сонату си минор Листа и Вторую
сонату Рахманинова) показывают,
что пианист стремится к овладению
сложнейшими монументальными
произведениями. В их трактовке он
достигает огромной драматической
напряженности. Его исполнение -
всегда рассказ о живом, близком,
волнующем.
..
Лауреат Международною конкурса
ми. П. И. ЧаПкоаского а Москве
(1-а премия)
(Соединенны * Ш та ты А мерики)
Понедельник, 13 июни
Среда. 15 июня
Программки 13 и 15 июня 1960 г
13 июня 1960 г
С возрастом и жизненным опы-
том Клайберн стал строже и сдер-
жаннее.
.. Прежде в его игре преобла-
дало непосредственное увлечение.
Теперь оно ограничивается, контро-
лируется артистом.
..
Еще в период конкурса указы-
валось на рахманиновские традиции
в пианизме Клайберна. Сейчас эта
преемственность стала еще ощу-
тимее.
..
Не будем анализировать отдель-
ные трактовки пианиста. Здесь есть
удачи, есть и недостатки, неизбеж-
ные для молодого художника. Отме-
тим лишь отрадный факт включения
в программу Второй сонаты Рахма-
нинова. Это сочинение, написанное
в 1913 году, было впервые испол-
нено К. Игумновым, выдающимся
русским пианистом, другом учителя
Клайберна - Розины Левиной. Не в
этом ли историческом факте следует
искать истоки волнующей, поистине
совершенной трактовки Клайбер-
ном сонаты! Пианист дал новую
жизнь замечательному сочинению,
которое, к сожалению, редко звучит
на концертной эстраде.
..»
Выступление в нашем городе ле-
том 1960 года стало особо значимым
еще и потому, что Вэн Клайберн об-
ратился к творчеству Шостаковича.
Этот выбор пианиста показал, что в
его таланте много глубоких, нерас-
крытых возможностей.
Ленинградцы тепло встретили
талантливого музыканта. По прось-
Ленинград. Море цветов, людей, музыки и любви
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 61 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст