уша Петербурга
64
исполнении Клайберна кот вылез
неизвестно откуда и спокойно усел-
ся вблизи проигрывателя.
..
Еще одно удивительное и за-
бавное происшествие. Во время кон-
церта Вэна Клайберна в открытые
из-за духоты окна Большого зала
Филармонии - как обычно тогда,
переполненного до отказа, - влетела
стайка разбушевавшихся воробьи-
шек. Публика невольно стала смо-
треть на них, беспокоясь не только
из-за шума, который производило
их чириканье, но и в связи с возмож-
ной «неприятной ситуацией» при их
виражах над пианистом.
.. Кто-то из
слушателей махнул на птичек ру-
кой, мол: «Тише вы.
..» И дерущиеся
пташки вдруг примолкли, тихо сели
на лепные карнизы, где просидели
до антракта.
..
Завершающие гастрольные
концерты В. Клайберна состоялись
снова в Москве. Работники телеви-
дения с трогательными чувствами
вспоминают посещение пианистом
знаменитой студии.
«...Он вошел за минуту до на-
чала передачи взволнованный, не-
много смущенный. Всем хочется его
ободрить, все подают ему дружеские
знаки.
..
Сигнал. Камера включена. На
экране большие пластичные пальцы
Клайберна, забегавшие по клави-
шам рояля. Звучит знакомая мело-
дия. Однако на этот раз прослав-
ленный пианист не только играет,
но и поет:
Не забудь и ты.
..
“Не забудь и ты эти летние под-
московные вечера.
..”
Он поет по-русски, очень эмо-
ционально, вкладывая в каждую
фразу трепетное чувство.
- Мне сегодня очень грустно -
я уезжаю, - говорит Вэн. - Я всех
вас очень люблю. Я не хочу сказать
вам “прощайте”, а только - “до
свидания”.
В своем взволнованном обра-
щении к телезрителям Клайберн
искренен и непосредствен:
- Друзья подарили мне этот
очень дорогой подарок, - он показы-
вает портрет Чайковского, вышитый
шелком. - А этот подарок я везу
своей матери - ведь каждой матери
приятно иметь портрет сына.
.. Это
тоже ручная работа. Дорогой и неза-
бываемый подарок мне преподнесла
одна маленькая девочка в Ленин-
граде. Она подарила мне простого
сизого голубя. Мне очень хотелось
увезти его с собой в Америку, но
голубь после концерта улетел. Это
меня огорчило. Но теплоту этого
дорогого воспоминания я сохраню
всю свою жизнь.
..
Взволнованный пианист берет
несколько аккордов, и льется мело-
дия знакомой нам песни:
“Прощай, любимый город.
..”»
После записи пианиста ожидало
еще одно забавное приключение.
В одном из коридоров телестудии
ему повстречались собаки Белка и
Стрелка, знаменитые на весь мир
«космические звезды» тех лет.
Напомним, что еще почти год
оставался до полета Юрия Гага-
рина.
..
В 1962 году Вэн Клайберн снова
приехал в Россию - на этот раз он
был гостем Фестиваля современ-
ной музыки, проходившего летом в
Горьком (ныне Нижний Новгород).
Идея проведения фестиваля при-
надлежала Мстиславу Ростропови-
чу, и память об этом особенно много
значит теперь.
Замечательно, что в этом празд-
нике принимал участие и Вэн Клай-
берн, исполнив сочинения американ-
ского композитора Самюэля Барбера.
Он приезжал всего на десять дней, вы-
ступал также в Москве. В Ленинграде
не побывал, но прислал приветствие
23 июня 1962 года.
О концерте Клайберна в Москве
проникновенно написал Народный
артист СССР Сергей Герасимов:
«Для слушателя исполнитель-
виртуоз - всегда загадка, феномен.
Непостижимо, как может уложить-
ся в сознании одного человека такое
множество знаков, образов; как
может рука, такая медленная, нерас-
торопная у тебя самого, совершать
множество почти не видимых глазу
движений, рождающих точный,
осмысленный поток музыки.
Но когда слушатель способен
в концертном зале думать об этом
чуде, истинное чудо еще не совер-
шилось. Вот когда он забывает о
гигантском труде, о техническом
подвиге виртуоза, когда он весь во
власти искусства - значит, истинное
чудо произошло.
Об
этом я думал уже позже,
возвращаясь со второго концерта
С собачками-космонавтами
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 63 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст