уша Петербурга
— "»
Ван Клиберня
П Р И В Е Т
Л Е Н И Н Г Р А Д Ц А М !
Ш л ю м о и с а м ы е т е п л ы е , с е р д е ч -
н е й ш и е
Приветствия
м у зы к а л ь н о м
п у б л и к е Л е н и н г р а д а . Я, н о с о б е н -
н о м о я м ат ь, о ч е н ь о г о р ч е н ы т е м ,
ч то н а это т р а з н а м н е
у д а л о с ь
п о се ти т ь ваш ч у д е с н ы й г о р о д . Н о
вы м о ж е т е б ы ть у в е р е н ы , ч то я
с л е д у ю щ е м т у р н е
м ы
б у д е м
у
вас.
Я н и к о гд а н е
э е б у д у
з а м е ч а -
т е л ь н ы е п и с ь м а , т е л е г р а м м ы , с у -
в ен и р ы , к о т о р ы е
м н е
п р и с л ал и
вы , м о и д о р о г и е , д о б р ы е д р у з ь я ,
И я т а к ж е н и к о гд а н е з а б у д у о г -
р о м н о е в д о х н о в е н и е ,
п о л у ч е н н о е
о т о б щ е н и я с вам и .
А с е й ч а с , у е з ж а я и з С о в е т с к о г о
С о ю з а , я и м о я м ат ь ш л е м в а м
н аш и т е п л ы е
и с к р е н н и е
п р и в ер -
стан я.
В се гд а ваш
,
Ти* (У^А*
Факсимиле.
Привет ленинградцам
Вэна Клайберна. Все слушатели,
заполнившие Большой зал Кон-
серватории - от руководителей
государства до подростков, быть
может, впервые пришедших на кон-
церт, - подчинились категорической
силе этого молодого, но с каждым
своим приездом взрослеющего, по-
разительного таланта.
..
...Он весь уходит в образную
трактовку, с великолепной свободой
воплощая замысел произведения.
В этом смысле в концерте 14 июня
[1962 года] истинным торжеством
явилось для меня исполнение Пер-
вого концерта Чайковского. Как
это ни парадоксально, но вещь по-
разила новизной, словно я ее слу-
шал в первый раз. И я чувствовал,
что так воспринимает и весь зал,
хотя он состоял в большинстве из
музыкантов, для которых Первый
концерт Чайковского с малых лет -
хрестоматийное сочинение.
Надо отдать должное Кириллу
Кондрашину и оркестру за их пре-
красный, прочувствованный и со-
звучный пианисту аккомпанемент.
Кроме этой слитности оркестра с
пианистом, поразила необыкновен-
ная глубина любви к национальной
красоте произведения.
..»
В 1965 году в СССР широко
проходили торжества, посвящен-
ные 125-летию со дня рождения
П. И. Чайковского. Все мечтали,
чтобы на них приехал Вэн Клай-
берн. Переводчик и друг музыканта
Генриэтта Беляева разговаривала с
ним по телефону. Вот выдержки из
этой беседы:
« - Очень жалею, что не смогу
присутствовать на торжествах, по-
священных 125-летию со дня рож-
дения Чайковского. Мои гастроли в
Советском Союзе начнутся только
1 июня, а до этого - контракт есть
контракт - играю в Европе.
.. Навер-
ное, как всегда, буду играть Первый
концерт Чайковского. Он пользует-
ся такой любовью в Европе.
.. Я же
его играю с 12 лет.
..
Теперь дирижирую “Симфони-
ческими танцами” Сергея Рахмани-
нова, увертюрой Дмитрия Кабалев-
ского “Кола Брюньон”, симфониями
Брамса, “Романтической симфони-
ей” современного американского
композитора Хенсопа, “Адажио для
струнных” Барбера.
..
В предстоящий приезд в Ле-
нинград я собираюсь принять уча-
стие в фестивале “Белые ночи”.
.. В
последний раз я не смог посетить
город, который мне очень дорог.
..
В этом городе находится могила
П. И. Чайковского, горсть земли с
нее я увез к себе домой, в Америку,
еще в 1958 году.
..
Музыка Чайковского не просто
эмоциональна и выразительна. Это
умная музыка, заставляющая чув-
ствовать и думать, думать о жизни
и обо всем, что окружает нас».
...Наконец, летом 1965 года Вэн
Клайберн снова в России:
«Москва стала мне дорогой и близ-
кой.
.. Я рад, что вижу вновь ее улицы,
площади, скверы, парки, говорю с
гостеприимными москвичами.
..»
Вскоре знаменитый артист
приехал в Ленинград, чтобы при-
нять участие в фестивале «Белые
ночи»:
«Программа первого концер-
та Вэна Клайберна в Ленинграде
не была целиком новой: он ча-
стично исполнял ее еще на Пер-
вом международном конкурсе им.
П. И. Чайковского, а позднее - в
нашем городе во время гастролей.
Новыми оказались многие элемен-
ты трактовки, психологический
подтекст исполнения, настроение,
с которым играл артист.
За эти годы Клайберн немало
узнал, пережил, понял. В его игре
стало меньше непосредственности,
юношеской порывистости. Он
серьезен, собран, сдержан, порой
суров и даже трагичен.
.. Вместе с
тем он не изменил основной линии
своего замечательного искусства.
..
Он словно обращается к слушате-
лям со страстной речью и хочет,
чтобы человек всегда был добрым,
искренним, великодушным.
..
После программы концерта, в
которую вошли три сонаты: Бетхо-
вена (“Аппассионата”), Листа (си
минор), Прокофьева (Шестая), по
настойчивым просьбам публики,
восторженно принимавшей люби-
мого артиста, Клайберн исполнил
две пьесы Шумана - Интермеццо и
Посвящение, Интермеццо Брамса,
Этюд Скрябина и собственную пье-
су “Грустное воспоминание”».
«Ленинградская правда» от 25
июня 1965 года поместила очеред-
ную статью С. Хентовой - страстная
и рассудительная, полная углублен-
ного анализа, новых сведений и бла-
гожелательности, эта статья очень
интересна, вдохновенна. Ее хочется
перечитывать, запоминать.
.. Приве-
дем несколько эпизодов из нее:
«...Художественные пережива-
ния, захватившие слушателей, не
имеют прошлого. Семь лет минуло
после Первого международного
конкурса имени Чайковского, сде-
лавшего знаменитым молодого пиа-
ниста из Техаса Вэна Клайберна.
..
Но время не отразилось на интересе
к его искусству и к его удивительной
личности.
..
Вэн Клайберн принадлежит
к тому типу артистов, которые не
подходят к искусству рационально,
извне. Он может творить лишь как
бы слившись полностью с музыкой и
ощутив ее, словно собственное произ-
ведение. Взгляните на него во время
игры. Отблеск музыки отражается на
внешности. Глаза закрыты. Он улыба-
ется, хмурится, вздыхает, радуется и
негодует. На его лице ощущение сча-
стья, изумление перед немеркнущей
красотой звуков.
...С годами и зрелостью, однако,
артист не может уже ограничиться
непосредственностью, воодушев-
лением.
.. Прочувствованное теперь
соединяется с обдуманным, пыл-
кость с тщательностью.
..»
В этот его приезд ленинградцы
смогли оценить впервые и дири-
65
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 64 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст