уша Петербурга
И г р а е т
В а н
К л и б е р н
_Да* Кливер* выходит на »стра-
ду. к еще до тою. как он начинает
и і рать, ви покоряетесь обаянию ею
необыкновенною облика. Очень вы-
сокий. худой и немного по-мальчи-
шески нескладный, е і лазами, из-
лучающими доброту и радость, он
кажется
олицетворением юности.
Семь лет. минувшие со времени ни-
шею с ним знакомство, словно бы
прошли мимо Вона: он ни капельки
не ихченился.
Когда же он садится за инстру-
мент. и первые звуки слетают в
зал. вы снова и Снова радуетесь и
удивляетесь: какая
гармонически
цельная
художественная
натура!
Ведь искусство ею тоже овеяно ду-
том юности, оно пронизано ра-
достью открытия мира и наслажде-
ния красотой. Музыка, написанная
в другие времена другими художни-
ками.
заново рождается под ею
пальцами. Вы ощущаете свою со-
причастность акту творчества, к ято
приносит ни с чем не сравнимую
радость.
Так было и семь лет назад, так —
к сейчас. В нынешний, третий свой
приезд Клибсрп выступил и как ди-
рижер. И хотя ещ* преждевременно
говорить, что он достиг творческой
свободы и самостоятельности в об-
ласти дирижирования, его дебют за
пультом открыл нам новые каче-
ства ею редкой музыкальности.
Снова подг.упаст преданность рус-
ским композиторам: под управле-
нием Клиберна прозвучали сочине-
ния
Рахманинова.
Кабалевского,
Прокофьева.
3а вдохновение, за любовь к на-
шей стране и нашей музыке мы.
слушатели, платим Вану верной лю-
бовью. Но любовь заботлива и тре-
бовательна. Мы помним и знаем, в
каких невероятно тяжелых условиях
протекает за рубежом его творче-
ство. Эксплуатация таланта, конку-
ФЕСТИМЛЬ
Ш М
Н М И
ренция. капризы и необоснованные
перемены моды — все ято чуждо
самому поэтическому духу клыбер-
ковского искусства. Сможет ли он
дальше противостоять этим пагуб-
ным условиям?
Почему порой,
несколько чаще,
чем хотелось бы. слышится в его
игре желание остановиться, отдох-
нуть9 Почему немного привез он но-
вой музыки? Конечно, чтобы совер-
шенствоваться. артисту необходимо
вновь и вновь возвращаться к иг-
ранному. II все же хочется, чтобы
Клиберм открывал для нас к дру-
гие стили, и другие эпохи.*
Ярче, мужественнее, чем раньше,
прозвучала у нею Аппасионата, осо-
бенно ее финал, в котором неожи-
данно открылась романтическая шу-
бертовская напевность. Однако Вер-
ховен, наверное, мог бы быть у Кли-
берна еще 6о.гее глубоким.
Ван Клиберн очень дорог нам. и
поэтому хочется, чтобы каждый ею
приезд, как и нынешний, был п^нгзд-
ником.
М. БЯЛИК.
музыковед
Ф о то Л . Боса к
Фестиваль «Белые ночи».
1965 г.
66
жерский талант Клайберна. Под его
управлением оркестр Филармонии
исполнил «Симфонические танцы»
соч. 45 С. В. Рахманинова.
Видный музыковед М. Бялик
описал эти концерты так, что мы
будто переносимся на сорок лет
назад:
«...Вэн Клайберн выходит на
эстраду, и еще до того, как он начи-
нает играть, вы покоряетесь обая-
нию его необыкновенного облика.
Очень высокий, худой и немного
по-мальчишески нескладный, с
глазами, излучающими доброту и
радость, он кажется олицетворени-
ем юности. Семь лет, минувшие со
времени нашего с ним знакомства,
словно бы прошли мимо Вэна: он
ни капельки не изменился.
...Музыка, написанная в другие
времена другими художниками, за-
ново рождается под его пальцами.
..
...В нынешний, третий свой
приезд [в Ленинград] Клайберн
выступил и как дирижер. И хотя
еще преждевременно говорить, что
он достиг творческой свободы и
самостоятельности в области дири-
жирования, его дебют за пультом от-
крыл нам новые качества его редкой
музыкальности.
Снова подкупает преданность
русским композиторам: под управ-
лением Клайберна прозвучали сочи-
нения Рахманинова, Кабалевского,
Прокофьева.
..»
...Прошло семь лет, прежде чем
Вэн Клайберн снова приехал в Рос-
сию. Только в 1972 году снова уви-
дели его в московском аэропорту.
Все невольно вглядываются в него.
Да, немного изменился: глаза устав-
шие, появились морщинки на лбу.
..
Бледное, слегка осунувшееся лицо,
озаряющееся временами по-детски
мягкой, беззащитной улыбкой.
В газете «Неделя» появилась
статья Александра Медведева:
«...Едва сойдя на московскую
землю, Вэн словно заторопился ско-
рее увидеть то, что ему так дорого и
памятно. “Я вернулся, вернулся.
..
Я снова здесь”, - тихо говорил
он, вглядываясь в пролетавшие за
окнами машины улицы и площади
города, навсегда вошедшего в его
жизнь.
..
...Он устал, это сразу видно.
Жизнь его проходит стремительно.
Переезды из страны в страну, сотни
концертов.
..
- Почему ты не бережешь себя?
Разве нельзя это изменить? - спра-
шиваю я у Клайберна.
- Вероятно, можно. И нужно, -
отвечает Вэн. - Но сейчас круто все
сломать, переменить свою жизнь я не
могу. Есть обязательства, план, есть,
наконец, привычка. Я люблю играть,
люблю концертный зал, публику. Я
тоскую, когда не выступаю долго.
Я играю не для славы, не для денег.
Просто в этом моя жизнь. Она за-
полнена музыкой до предела.
.. Меня
не покидает чувство, что я все время
что-то должен передать людям.
..»
В этот свой приезд, кроме
исполнения старых программ,
Клайберн поразил исполнением
сочинений Клода Дебюсси: «Тер-
раса, посещаемая лунным светом»,
«Остров радости», этюд, прелюдия.
Овации долго не утихали, и сверх
программы Вэн сыграл еще «От-
ражения в воде» и «Девушку с во-
лосами цвета льна».
Появилось и новое: Вэн Клай-
берн привез собственные сочи-
нения - фортепианную сонату и
концерт. «Может, я сумею расска-
зать в них о жизни», - сказал он кор-
респонденту. Хотя композитором
себя он не считает, но всегда мечтал
писать музыку и признался, что в
юности посвящал этим занятиям
немало времени.
За дирижерским пультом
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 65 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст