уша Петербурга
68
Клайберн, играя, рассказывает.
Этот редкий дар - доверительно
говорить музыкой с каждым из
слушателей - сохранен им в пол-
ной мере. Но вот то, что он расска-
зывает, во многом ново.
.. В музыке,
рождающейся под его пальцами,
отчетливо, как никогда прежде,
слышна нота глубокой, подчас
пронзительной печали. Парадок-
сально, что эта нота прозвучала
в исполненных вчера пианистом
фортепианных концертах Бетхо-
вена (№ 5), Грига и Чайковского
(№ 1), задуманных их авторами
как сочинения жизнерадостные и
солнечные.
В бетховенском произведении
более всего впечатляли прекрасные
своей возвышенностью лирические
прозрения первой части и проник-
новеннейшая поэзия второй. При-
мечательно, что спокойные пассажи,
обвивающие мелодию второй части
и обычно исполняемые другими
пианистами прозрачно и ясно, про-
звучали у Клайберна словно таин-
ственная дымка. От этого и самый
образ благодатного покоя предстал
не как нечто реально достигнутое, а
как мечта, греза.
..
Фортепианный концерт Грига,
как, впрочем, и сочинение Бет-
ховена, был сыгран в свободной,
романтической манере, и некото-
рые “вольности”, которые можно
было бы поставить в упрек иному
музыканту, прощаешь Клайберну
31
мая 1972 г Павловск, с
московским фотографом Дмитрием
Сорокиным (автором большинства
представленных фотографий)
Привет Ленинграду -
с балкона Большого зала.
1 июля 1972 г.
ввиду предельной искренности его
исполнения.
..
Вершиной выступления пиа-
ниста стал знаменитый Первый
концерт Чайковского. Клайберн
и раньше играл его отлично, а те-
перь играет еще лучше - глубже,
серьезнее.
.. Пианист обостряет
контрасты.
..»
Интересные наблюдения за-
писаны В. Утешевым: «.
..Иногда
трактовки артиста поражают своей
неожиданностью. Так, при извест-
ном разночтении все выдающиеся
пианисты прежде всего подчерки-
вают героический характер Пятого
концерта Бетховена.
.. Клайберн
же трактует этот концерт более
камерно. Приглушает героико-
праздничные образы, отказывается
от ораторской властной интона-
ции, а вслед за тем и величаво-
философскую лирику окрашивает
в нежно-задумчивые тона.
То, что у Клайберна свой по-
следовательный подход к Бетховену,
подтвердила и соната № 23 - “Ап-
пассионата”, исполняемая обычно
как “героическая симфония”. Она
прозвучала в программе Клайберна
глубоко сосредоточенно и внутренне
едино, но печатью неотвратимости
веяло от этой музыки, поведанной
по-шубертовски сдержанно.
..»
Гастролям 1972 года посвящено
интересное исследование Инно-
кентия Попова, который - как и
многие другие - провел параллель
между искусством Вэна и моло-
дого Рахманинова. Известно, что
А. Б. Гольденвейзер, Ю. А. Шапо-
рин и те, кто мог слышать велико-
го русского композитора до 1917
года, сравнивали Клайберна с
Рахманиновым:
«...Сказывается это прежде
всего в том, что Клайберн, как и
Рахманинов, трактует фортепиано,
как инструмент мелодический,
кантиленный, хочется даже сказать,
вокальный.
.. Кантилена - широ-
кое, распевное дыхание свободно
льющихся мелодий - господствует
в игре Клайберна. Вторая рахмани-
новская черта его облика - ярчай-
шая эмоциональность, динамичная
темпераментность музыкальных
образов. И третья - уверенная лепка
крупной формы, которая порождена
симфонизмом и несет его могучее
дыхание в фортепианную музыку.
..
Павловск
А знаете, в чем еще секрет успе-
ха Клайберна? В поразительном
обаянии его личности - прямой,
душевно открытой, удивительно
сердечной. Она и сама по себе тя-
нет, как магнит, окрашивая особым
светом творчество выдающегося
пианиста современности».
В 1974 году Вэн Клайберн пре-
кратил концертную деятельность.
Это было вызвано нервным срывом,
который обрушился на артиста в
связи с почти одновременной смер-
тью отца и давнего друга, менеджера
Пола Юрока.
Только через тринадцать лет, в
1987 году, Вэн Клайберн вновь под-
нялся на сцену, чтобы возобновить
выступления. А в Россию Клайберн
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 67 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст