П
,
етербургское интервью
Ален Герра, Д. С. Лихачев, В. Кропивницкая, Оскар Рабин и Ренэ Герра.
Франко-русский дом, Бер-лез-Альп, июль 1997. Публикуется впервые
Ренэ Герра: С ними я познако-
мился в самом конце 1960-х годов
у Анны Кашиной-Евреиновой
- вдовы Николая Евреинова, уни-
кального драматурга и теоретика
театра, - на ужине в его квартире
на улице Буало, в том доме, где
жил и умер человек, которого спра-
ведливо считают еще одной леген-
дой Серебряного века, - Алексей
Михайлович Ремизов. На этом же
ужине была еще одна легендарная
личность - автор хрестоматийных
иллюстраций к поэме «Двенадцать»
Блока Ю. П. Анненков. В известном
«русском доме» на улице Буало есть
сегодня на фасаде мемориальная
мраморная доска, увековечившая
Николая Евреинова (благодаря
стараниям вдовы). Можно только
жалеть, что там до сих пор нет па-
мятной доски Ремизову.
-
Но, наверное, многие из назван-
ных вами знаменитых петербурж-
цев нередко становились и вашими
гостями?
Ренэ Герра: В моей квартире, а
тогда я жил в предместье Парижа
- в Медоне, на Медонских вечерах
неизменными гостями были Дми-
трий Дмитриевич Бушен и Сергей
Ростиславович Эрнст. Здесь они
встречались с Ириной Владими-
ровной Одоевцевой - автором за-
мечательной книги воспоминаний
«На берегах Невы». С Ириной
Владимировной я познакомился
раньше - в 1967 году, на Пасху, в
доме у Бориса Константиновича
Зайцева, куда она пришла с другим
великим петербуржцем - Георгием
Адамовичем. Помню как сейчас эту
знаменательную для меня встречу.
Ирина Владимировна пригласила
меня в Русский дом в Ганьи, под
Парижем, где также жили Юрий
Константинович Терапиано - поэт
и критик - с супругой, казачий
поэт Николай Николаевич Евсеев,
инженер-изобретатель Сергей Ма-
хонин, которого принимал в свое
время в Елисейском дворце сам пре-
зидент Французской Республики. С
Ириной Владимировной я дружил
ровно двадцать лет - до ее возвраще-
ния на родину, в любимый город на
Неве в 1987 году. Мне также много
рассказывал о Петербурге Борис
Константинович Зайцев - о том,
как он учился в Горном институте,
куда он поступил по желанию отца,
горного инженера, и о своих встре-
чах с писателями-петербуржцами
Серебряного века - с Алексеем
Ремизовым, с Федором Сологубом,
с Александром Блоком, с Вячес-
лавом Ивановым, с Константином
Бальмонтом.
-
Побывав прошлым летом у вас
дома, я увидела петербургские пей-
зажи работы признанных мастеров
Серебряного века.
.. Стены ваших
особняков и в Париже, и в Ницце
украшают полотна известных пе-
тербургских художников.
Ренэ Герра: В моем собрании
картин немало работ связано с
Петербургом. Это прежде всего
работы М. Добужинского, в том
числе все оригиналы 1921 года к
книге Ф. М. Достоевского «Бе-
лые ночи». Дорожу я и работами
Ю. П. Анненкова, декорациями к
«Пиковой даме» - иллюстрации к
той же «Пиковой даме» Василия
Шухаева для издания на француз-
ском языке также хранятся в моем
собрании. Кроме того, у меня нахо-
дятся два оригинала А. Н. Бенуа к
«Медному всаднику» А. С. Пушкина
и многие работы выдающегося гра-
фика Сергея Чехонина.
-
Я знаю, что вас, Ренэ Ю лиа-
нович, как признанного знатока
культуры Серебряного века, сегодня
нередко приглашают к участию в
петербургских издательских проек-
тах, что вы охотно сотрудничаете
с престижными питерскими энци-
клопедиями.
..
Ренэ Герра: Для издания Санкт-
Петербургского государственного
университета «Знаменитые уни-
версанты» - для третьего тома
- по просьбе главного редактора
Н. Олесич я написал о Юрии Ан-
ненкове, а для специального вы-
пуска, посвященного художникам,
учившимся в Санкт-Петербургском
университете, и о М. Ф. Андреенко,
который, в отличие от Анненкова,
окончил юридический факультет
Императорского петербургского
университета. В Париже я также
дружил с другим воспитанни-
ком Петербургской академии
художеств - Сергеем Петровичем
Ивановым. Ему я обязан многим,
в том числе одним из своих лучших
портретов, написанных маслом в
конце 1970-х годов.
-
В 1992 году в Венеции вы
встречались с Иосифом Бродским и
Дмитрием Сергеевичем Лихачевым.
А как это произошло?
Ренэ Герра: Летом 1992 года в
Венеции была организована гран-
диозная выставка «Символизм в
русской живописи». Меня туда
пригласили с итальянской сторо-
ны - моя добрая знакомая Марина
Бенцони - петербурженка, она
вышла замуж за итальянца и уже
сорок лет живет в Италии, а время
от времени устраивает выставки.
В первый же вечер по приезде из
Ниццы меня ожидал приятный
сюрприз - встреча и ужин с двумя
знаковыми фигурами для Санкт-
Петербурга - Д. С. Лихачевым и
Иосифом Бродским. Также приеха-
ли из Москвы потомки великих
русских художников - Валентина
7
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 6 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст