уша Петербурга
Н . А. М озохина
Александра Шнейдер:
судьба Забытой
петербургской художницы
70
Имя русской художницы Алек-
сандры Петровны Шнейдер сейчас
практически забыто. На постоянных
экспозициях в музеях ее работы не
появляются, а судить о ее работах
можно только по нескольким десят-
кам дореволюционных открыток,
бережно собранных филокартиста-
ми. Пик популярности ее творчества
пришелся на последнее предреволю-
ционное десятилетие, но при этом
она никогда не была в центре бурной
тогда художественной жизни, а мир
ее образов был традиционен для
женщин-художниц начала Х Х века,
большинство из которых получили
лишь полупрофессиональное об-
разование и занимались искусством
по-любительски. А. П. Шнейдер
была более последовательной в
своей творческой судьбе, чем боль-
шинство ее современниц: выезжала
на этюды, много экспонировалась и
даже организовывала собственные
персональные выставки.
Вся жизнь А. П. Шнейдер была
тесно связана с жизнью ее старшей
сестры Варвары Петровны. Они
обе были связаны с искусством и
были практически неразлучны.
В. П. Шнейдер вошла в историю
русской культуры как организатор и
попечительница Школы народного
искусства в Петербурге, которой
она отдала двадцать пять лет своей
жизни.
Сестры Шнейдер стали худож-
ницами не случайно. Обозреватель
выставки А.П. Шнейдер в 1916
году С. Кондаков указывает, что их
предком был «архитектор времен
Екатерины II, участвовавший в по-
стройке многих зданий Петербур-
га»1. По семейной же легенде, прадед
художниц Яков Иванович Шнейдер
был приглашен Екатериной II из
южной Германии для перестройки
Зимнего дворца2. Младший сын
Я. И. Шнейдера, дед Александры
Петровны и Варвары Петровны,
Александр Яковлевич, был дирек-
Открытка «Всероссийская
кустарно-промышленная выставка
в С.-Петербурге».
Издание Н. Собко, Петербург. 1902 г.
тором Петербургского почтамта. У
Александра Яковлевича было две
дочери и один сын - Петр Алексан-
дрович, отец художниц.
П. А. Шнейдер (1818-1875)
сделал военную карьеру. По разным
источникам, он был подполков-
ником или полковником. Первой
его женой была Ольга Николаевна
Гартунг, которая умерла спустя
одиннадцать лет после замужества,
успев родить мужу трех сыновей. По
долгу службы П. А. Шнейдер жил
в то время в Тамбове. Там он и по-
знакомился с тамбовской дворянкой
Елизаветой Павловной Минаевой,
сестрой в будущем крупнейше-
го русского индолога X IX века
И. П. Минаева3. Сохранились ма-
териалы для его биографии, со-
бранные А. П. Шнейдер, которые
ныне хранятся в рукописном отделе
Пушкинского дома в Петербурге.
От этого брака у П. А. и Е. П. Шней-
дер родились две дочери: в 1860
году - Варвара, а в 1863-м - Алексан-
дра. Уже с раннего детства Варвара
проявляла интерес к литературе,
а Александра - к искусству4. Отец
заботился о художественном воспи-
тании дочерей, но из-за жительства
в Тамбове их интересы к искусствам
мог удовлетворять только с помощью
эстампов. Особенно любили сестры
силуэты Е. М. Бем, занимались их
копированием5.
Неизвестно, к какому времени
относится переезд семьи Шнейдер
в Петербург. Возможно, он был
связан со смертью отца в 1875-м или
матери в 1879 году. Известно, что
Варвара Петровна в это время за-
канчивала Педагогические курсы6,
а Александра Петровна училась в
последнем классе гимназии. Заботу
об осиротевших девочках взял на
себя их дядя, в то время уже из-
вестный ученый, Иван Павлович
Минаев. Однако из-за занятости и
постоянных командировок он не
всегда мог присматривать за своими
подопечными. Поэтому часто роль
воспитателя принимал на себя его
друг, Леонид Николаевич Майков,
Обложка каталога выставки картин
и этюдов А. П. Шнейдер,
состоявшейся в Петрограде в 1916 г
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 69 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст