уша Петербурга
кіум
ц е ь х - _ г л л и ч а и г .
.
С « р А Н е Х } и с 7® * *. въ С*о«м- л »їоіи.
лагвєаоїи ісммг русосимх с<иидс**1
^ мг,лсьл/.А«і,
селам! гз о м<ц*д.-іі
г^/ссхГммз.
«н«1
демллмх
^ге<йм2 Ксл^мї
Открытка «Молитва беженцев-
галичан» из серии благотворительных
открыток «Помогите беженцам!»
издания Комитета Е.И.В. великой
княжны Татианы Николаевны для
оказания временной помощи
пострадавшим от военных бедствий.
Петроград. Между 1914 и 1917 гг.
Открытка «Пионы» издания
Любанского общества попечения
о бедных.
Петроград. 1916 г.
который водил девочек в театр и на
выставки.
П. А. Шнейдер оставил после
себя порядочное состояние. Однако,
оставшись одни, девочки должны
были думать, как обеспечить свое
будущее. Единственным выходом
в то время для девушек была про-
фессия педагога. Именно поэтому
Александра Петровна поступает
на Бестужевские курсы. Однако
совместное проживание с дядей
дает девушкам возможность и для
любительского занятия рисованием,
которое постепенно из хобби пере-
растает в профессию7.
А. П. Шнейдер поступает в на-
турный класс Рисовальной школы
Общества поощрения художеств,
где занимается под руководством
Я. Ф. Ционглинского. Его оконча-
ние в 1890 году совпало с кончиной
дяди И. П. Минаева. По замечанию
художницы, «вместе с его кончиной
наша жизнь очень переменилась,
пришлось зарабатывать свой хлеб»8.
В 1892 году вместе с сестрой она
уезжает на пять месяцев в Париж
и работает там в студиях малоиз-
вестных художников9. Сопроводи-
тельными письмами в эту поездку
сестер снабдил близкий друг семьи
Ф. Д. Батюшков10. В 1906 году
А. П. Шнейдер еще раз посетила
Париж. Сестра Е. М. Бем художница
Л. М. Эндаурова, автор нескольких
десятков открыток с изображения-
ми цветов, писала Александре Пе-
тровне: «Очень мы за Вас радуемся,
что Вы теперь работаете в Париже и
верно еще усовершенствуетесь»11.
В Петербурге она экспониро-
вала свои работы - в основном это
были натюрморты и цветочные ком-
позиции - на выставках Общества
акварелистов, Весенней выставке в
Академии художеств, парижском
Салоне и международных выстав-
ках в Мюнхене и Риме. Делала она
опыты и в офорте, один из которых
попал в собрание крупнейшего
коллекционера гравюр Е. Е. Рей-
терна12.
Ее акварели и работы маслом
привлекли к себе внимание авгу-
стейших особ, которые приобрели
несколько ее работ. Акварель «Зо-
лотой дождь», экспонировавшаяся
на персональной выставке худож-
ницы в 1909 году, была приобре-
тена директором Русского музея
императора Александра III графом
Д. И. Толстым специально для
музея13. Академия художеств при-
обретала композиции художницы
«для пополнения провинциальных
музеев»14. Так ее работы оказались в
музеях Елизаветграда15, Харькова и
Омска16. В 1910-е годы А. П. Шней-
дер начинает работать в области
монументально-декоративной жи-
вописи, делает эскизы панно и фри-
зов для загородных имений аристо-
кратии. В частности, ею оформлены
комнаты в имениях Е. А. Балашевой
под Киевом и М. М. Скарятиной в
Орловской губернии.
Сестры Шнейдер весь петер-
бургский период жизни прожили
в квартире на Малой Мастерской
улице17, 3, в Коломне. Неподалеку от
них - на Большой Мастерской - жила
Е.М. Бем, с которой сестры были
дружны. Более того, художницы зани-
А. П. Шнейдер в своей мастерской.
Фотография из журнала «Столица и усадьба», 1917 г.
71
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 70 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст