уша Петербурга
мались совместным творчеством. Вар-
вара Петровна «снабжала» рисунки
Е.М. Бем орнаментом, а Александра
Петровна - шрифтами18.
Е.М. Бем часто посещала их
«вторники». На собраниях кружка
обсуждались книжные новинки,
обменивались новостями худо-
жественной и культурной жизни,
говорили об искусстве. В него
входили многие известные ли-
тераторы, художники и ученые:
Ф. Д. Батюшков, Н. П. Собко,
В. В. и А. В. Майковы, В. В. Стасов,
Н. К. Рерих19.
С Н.К. Рерихом у сестер сложи-
лись почти дружеские отношения.
По словам А. П. Шнейдер, «он всег-
да интересовался моей живописью
и давал дружеские художественные
советы»20. Художник вспоминал
позже: «Всегда уходишь от них и
уносишь нечто свежее»21. Они вме-
сте путешествовали за границей.
Например, в 1908 году они лечились
на курорте Бад Ноенар в Германии,
где, по словам А. П. Шнейдер, «в до-
лине Рейна писали вместе этюды»22.
Однако при этом в письме к своей
жене Н. К. Рерих отмечает следую-
щее: «Шнейдерши мне порядком
надоели; если бы их пустить в Шко-
лу23, то-то бы сплетен выпустили на
свет»24. В 1909 году художник помог
Александре Петровне устроить пер-
сональную выставку в залах Обще-
ства поощрения художеств25.
В апреле 1896 года «вторники»
сестер Шнейдер стал посещать
И. М. Степанов, основатель из-
дательства Общины св. Евгении,
по словам А. П. Шнейдер, «ничего
ни в издательстве, ни в художе-
Розы.
Фотография из журнала
«Столица и усадьба», 1917 г.
стве не понимавший»26. С ними
его познакомил Ф. Д. Батюшков27.
Варвара Петровна становится во
главе группы художников, близких
издательству, и определяет его ху-
дожественную политику.
В 1899 году праздновалась сто-
летняя годовщина со дня рождения
А. С. Пушкина. Общиной св. Евге-
нии было решено выпустить серию
открытых писем, посвященных
юбилею. Известным петербург-
ским художникам были разосланы
приглашения принять участие в
издании. Не удивительно, что и А.
П. Шнейдер получила такое пригла-
шение. Она предоставила И. М. Сте-
панову два рисунка на выбор: «По-
сылаю Вам сделанные мною на текст
Пушкина две poste cartes - у меня
самой сердце больше лежит к весен-
ней, впрочем - не знаю. Хотелось
бы, чтобы Вы их посмотрели днем,
так как синий, желтый, лиловый, в
которых они сработаны, при лампах
теряют. Если будете показывать
другим - то пожалуйста днем»28. В
результате была издана открытка,
иллюстрирующая стихотворение
поэта «Первая пчелка»: «Только что
на проталинах весенних.
..» Это был
первый опыт работы художницы в
области открытки.
Затем на открытых письмах,
отпечатанных в петербургской
типографии Н. Собко, вышли в ре-
продукции два ее плаката к Всерос-
сийской кустарно-промышленной
выставке в Петербурге 1902 года. К
1905 году относится серия открыток
художницы «Цветы», вновь испол-
ненная для Общины св. Евгении.
По сравнению с ранними работами
исполнение рисунков А. П. Шней-
дер становится более раскованным,
формат открыточного бланка лучше
чувствуется художницей, и рисунок
с ним соотнесен гораздо увереннее,
но вместе с тем смелая эскизная
манера несколько не учитывает тре-
бования полиграфической печати.
Издание Общиной «цветов»
А. П. Шнейдер было программ-
ным. Они были одной из попыток
Общины начать выпускать «бота-
нические» открытки с целью ис-
пользования открыток в качестве
наглядных пособий в школах и гим-
назиях. Предполагалось выпускать
открытки, а также издать атлас, с
красочными фотографиями цветов с
надписями на русском и латинском
72
Декоративное панно в музыкальной комнате имения М. М. Скарятиной «Троицкое» в Орловской губернии.
1910-е гг.
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 71 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст