уша Петербурга
языках, которые присутствуют и на
открытках А. П. Шнейдер. С этой
целью Община даже обратилась к
ботанику Петербургского Ботани-
ческого сада Монтеверде, был со-
ставлен предположительный список
наименований цветов29. В рамках
этой же программы были выпущены
открытки с изображениями цветов
А. П. Остроумовой-Лебедевой,
Л. М. Эндауровой и М. Я. Чемберс.
Цветочные композиции были ис-
полнены А. П. Шнейдер и для серии
открыток издательства «Day».
В 1900-1910-е годы А. П. Шней-
дер много путешествует по России.
Ею создаются целые циклы картин
и акварелей, объединенных под
названиями: «В садах помещичьих
усадеб», «На хуторах», «В лесу и
в поле», «Весною и осенью». В ее
творчестве находят место и впечат-
ления от заграничных путешествий
по Англии, в Рим и на Капри.
Особенной любовью художни-
цы пользовалась природа южного
побережья Крыма. Она пишет мно-
гочисленные картины и миниатюры,
объединенные ею в циклы «Крым»,
«Ливадия», «Орианда», «Массан-
дра», «Розы Крыма». В 1913 году
А. П. Шнейдер много работала в
имении великого князя Георгия
Михайловича около Ай-Тодора
Харакс. Некоторые работы, испол-
ненные там, были репродуцированы
в маленькой книжечке-альбоме под
названием «В цветниках Харакса».
Эта книжечка представляет собой
сброшюрованные отрывные бланки
открытых писем, с репродукциями
картин художницы.
Интересно, что открытками был
украшен и каталог персональной
выставки художницы, состоявшейся
в ноябре-декабре 1909 года в залах
Общества поощрения художеств.
Весь сбор в день открытия выставки
художница пожертвовала Общине
св. Евгении30. Не удивительно, что
изданием указателя выставки за-
нимались сотрудники Общины.
А. П. Шнейдер была довольна каче-
ством печати: «Возвращаю коррек-
туры - нахожу отпечатки Вильборга
очень удачными, а надписи на них
ведь будут еще прибавлены - не
так ли?»31 Помимо того, что каталог
выставки был проиллюстрирован с
помощью открытых писем, на ней
экспонировался также и эскиз к
открытке «Хмель», выпущенной
Общиной ранее.
На хуторе.
Иллюстрация из
каталога выставки картин и этюдов
А. П. Шнейдер, состоявшейся в
Петрограде в 1916 г.
Вновь обратиться к искусству
открытки А. П. Шнейдер заставила
Первая мировая война. Но на этот
раз это были не традиционные для
нее цветы. По заказу Комитета ее
императорского высочества вели-
кой княжны Татианы Николаевны
для оказания временной помощи
пострадавшим от военных бед-
ствий ею была исполнена серия
благотворительных открыток
«Помогите беженцам!» Рисунки
исполнены акварелью в эскизной
манере и были сложны для ре-
продуцирования в типографии,
поэтому вышли несколько темно-
ватыми.
В 1916 году состоялась вторая
персональная выставка художницы.
На ней было экспонировано «более
двухсот больших, маленьких и совсем
крохотных, не больше дамской брош-
ки»32 картин и акварелей художницы.
В отзыве на выставку литератор
Ф. Д. Батюшков писал: «Есть большая
правда рисунка в различных очерта-
ниях цветов, художница, видимо,
сроднилась с ними, как бы с живыми
существами, и индивидуализирует
их облик, словно портреты с живых
лиц. Ее рисунки надо видеть - их
рассказать нельзя»33.
Пиком творческих достижений
A. П. Шнейдер стало признание
ее заслуг Академией художеств.
30 января 1917 года общим со-
бранием академии А. П. Шнейдер
вместе с еще тремя женщинами-
художницами - А. П. Остроумовой-
Лебедевой, З. А. Серебряковой и
О. Л. Делла-Вос-Кардовской - была
представлена к присвоению ей
звания академика34. На следующий
день по этому поводу газета «Речь»
отмечала: «В первый раз со дня
существования Академии худо-
жеств сделаны были предложения
об удостоении почетным званием
академика женщин-художниц»35.
Баллотировка в академики была
назначена на октябрь 1917 года, но
в связи с революционной ситуацией
в стране так и не состоялась.
1917 год расколол жизнь сестер
Шнейдер надвое. Безмятежное твор-
чество А. П. Шнейдер оказалось не
востребованным новым обществом.
B. П. Шнейдер продолжала работать
в Школе народного искусства, ре-
формированной в техникум кустар-
В цветниках «Харакса». Детский сад.
Фотография из журнала «Столица и усадьба», 1917 г.
73
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 72 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст