уша Петербурга
А. Кузьмин
Анатолия Григорьева сейчас
в Петербурге помнят немногие.
Однако в памяти у завсегдатаев
Мариинки 1970-х - начала 1980-х
годов наверняка сохранились впе-
чатления от его участия в балетных
спектаклях. Подобно Рудольфу
Нуриеву и Михаилу Барышникову,
он уехал за рубеж, но блеснуть на
лучших сценах Европы и Америки
ему не удалось. Зато он стал выдаю-
щимся балетным педагогом.
Это был обыкновенный для
1940-1950-х годов двухэтажный
жактовский дом в Кургане на улице
Горького. Он отапливался дровами,
и во дворе каждое лето появлялись
длинные поленницы. Вскоре после
войны туда переехала из сельской
местности семья Григорьевых. У
Афанасия Никитича и Анны Иоси-
фовны было шестеро детей. Анато-
лий - третий по счету, он родился
3 сентября 1949 года.
Детвора всего дома жила одной
компанией. Днем купались в Тоболе,
бывали в ночном. Афанасий Гри-
горьев, участник Великой Отече-
ственной войны, работал шофером
грузовика. Вечером он брал в руки
баян и выходил во двор. Вокруг со-
бирались любители музыки и пения.
Дети готовили для взрослых свои
концерты. Вскоре все заметили,
что один из мальчишек, Толя Гри-
горьев, танцует с каким-то необык-
новенным изяществом. При звуках
музыки, льющейся из динамика, он
уже не мог стоять неподвижно - его
ноги самопроизвольно выделывали
какие-то изобретательные па.
Соседка по коммуналке привела
Толю во Дворец пионеров и школь-
ников. Классический и народный
танец здесь преподавал Павел Бон-
дарев. Потомок эмигрантов первой
волны, он незадолго перед этим
приехал в Курган из Китая. Павел
Ильич передал воспитанникам осо-
бенности русской дореволюционной
балетной школы. Дети выступали на
новогодних праздниках, в пионер-
ских лагерях, они любили танец
до самозабвения, хотя домашнее
задание приходилось отрабатывать
где-нибудь на задворках, в окруже-
нии все тех же поленниц.
Однажды в Курган приехал на
гастроли Уфимский театр оперы и
балета. Анатолий Григорьев показал
свои умения хореографу. И получил
рекомендацию для поступления в
Пермское хореографическое учи-
лище.
В двенадцать лет Анатолий Гри-
горьев покинул Курган. С тех пор он
бывал в Кургане лишь наездами.
Накануне распределения из
училища, весной 1967-го, мама по-
просила:
- Толя, ты бы поискал работу
где-нибудь недалеко от дома.
Ближайшая к Кургану сцена -
театр оперы и балета им. Луначарско-
го в Свердловске (ныне Екатерин-
бург). В то же время туда приехала
выпускница Ленинградского хорео-
графического училища Елена Степа-
Анатолий Григорьев и
Елена Степаненко в Cвердловском
театре оперы и балета.
1972 г.
* Фото из личного архива автора.
7 5
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 74 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 76 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст